Стикеры и эмодзи. Как изменилась культура общения?
Сегодня человек много общается в виртуальном пространстве, где изначально отсутствовала эмоциональная составляющая. Поэтому в интернет-коммуникации появились такие инструменты, как эмодзи и стикеры, помогающие людям выражать свои эмоции и чувства. Современные учёные в своих исследованиях называют их социокультурным феноменом 21 века: они имеют заложенный механизм использования в коммуникации, а также определённую семантическую нагрузку. Профессор МГУ, доктор культурологии Владимир Елистратов рассказал сотрудникам АНО «ЦИСМ», почему эмодзи и стикеры популярны и как они влияют на процесс коммуникации.
– Что такое стикеры и эмодзи? Почему они популярны?
– Эмодзи (символы) и стикеры (изображения) появились с развитием электронной коммуникации и сети Интернет. Они представляют собой пиктограммы, подобные наскальной живописи наших предков. Таким образом человеческая цивилизация возвращается к своим истокам. В Древнем мире сначала были рисунки, которые позже эволюционировали в иероглифы. Значки вместо слов издревле использовались как примитивный способ коммуникации.
Эмодзи и стикеры для выражения эмоционального состояния и целых фраз выполняют фатическую функцию языка, то есть люди их используют для установления контакта друг с другом. Это удобный и понятный межкультурный способ коммуникации. К нему также относятся дорожные знаки, графические обозначения в аэропортах. Применяя символы, общество впадает в инфантилизм, некую первобытность. При этом в официальной переписке идеограммы не используются. Они в большей степени выполняют развлекательную функцию, которая не является решающей.
– Помогают ли эмодзи и стикеры общаться? Как они влияют на процесс коммуникации?
– Первые эмодзи появились в 1999 году, спустя десятилетие для коммуникации стали использовать стикеры. Это своеобразный примитивизм общества, изобретение человека для экономии собственных сил. В начале 21 века некоторые учёные даже говорили о наступлении Нового Средневековья. На элементарном уровне эмодзи и стикеры помогают передать смысл текстового сообщения. В то же время упрощение коммуникации в таком виде приводит к потере многообразия сферы выражаемых нами эмоций. Пропадает культура общения жестами, она становится ограниченной. У современных детей 10-15 лет затверженные позы, улыбки и жесты. Пиктограммы и идеограммы подобны вирусу в цифровом пространстве так же, как слова-паразиты в русском языке. В интернет-коммуникации происходит глобальная унификация.
– Как современные дети используют эмодзи? Есть ли разница в том, как применяют цифровые символы взрослые и дети?
– Использование идеограмм для невербального общения у детей находится на периферии их сознания. Эмодзи и стикеры они воспринимают, как бытовую вещь. Для современных детей это такое же обычное явление, как рукопожатие. Сейчас идеограммы не вызывают у них интереса. Пик популярности эмодзи и стикеров наблюдался в период 2000–2010-х годов. Взрослые первоначально активно использовали идеограммы, чтобы показать свою современность, продвинутость.
Цифровые символы и изображения используются в основном в общении в мессенджерах и социальных сетях. Этот формат коммуникации находится между письменной и разговорной речью. В интернет-среде существует иерархия обращения людей друг к другу и есть ситуации, в которых неуместно использовать стикеры или эмодзи. Сложно предсказать, как будет развиваться такой вид коммуникации, так же, как трудно прогнозировать изменения в устной речи.
– Нужно ли прививать детям культуру цифрового общения?
– Культура цифрового общения так же нужна, как и культура устной речи. По моему мнению, это хорошее желание, но оно является утопией. Невозможно взять под контроль миллиарды актов коммуникации и навязать всем интернет-пользователям единые нормы и правила электронного общения. Взрослый вряд ли сможет привить ребёнка культуру общения в Сети, потому что поколение детей лучше ориентируются в цифровом пространстве. Старший по возрасту не является для младшего авторитетом в этой сфере.
– Могут ли цифровые символы повлиять на русский язык?
– Русский язык – это устойчивая система, формирующаяся и меняющаяся на протяжении столетий. Эмодзи и стикеры, как элементы цифровой коммуникации, не изменили сам язык, однако влияют на речь. Каждый человек реализует языковую систему по-своему и живая речь может быть абсолютно разной. Применение идеограмм привело к сокращению в текстах сообщений сленговых выражений: почти любую эмоцию можно передать картинкой. Также в русской речи становится меньше звучащих междометий – современный человек всё больше опирается на языковые шаблоны в цифровом и реальном пространствах.
Стикеры и эмодзи стали частью массовой культуры. При этом каждый знает ограниченное количество идеограмм, которыми пользуется на постоянной основе. Цифровые символы, изображения со временем станут явлением прошлого, а воспитываемое на них поколение будет вспоминать их с ностальгией.