Социальная служба – профессиональная помощь в трудной ситуации
Социальная служба – профессиональная помощь в трудной ситуации

Социальная служба – профессиональная помощь в трудной ситуации

14.03.2022
Социальная служба – профессиональная помощь в трудной ситуации
© pexels.com

Ежегодно в марте отмечают Всемирный день социальной работы. По данным Минтруда России, в сфере соцобслуживания населения задействованы свыше 460 тысяч человек. Они оказывают профессиональную помощь всем, кто в ней нуждается. Начальник отдела соцподдержки семьи и детей Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, участник семинара-совещания по совершенствованию межведомственного взаимодействия в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Марина Ковалец рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, каким образом соцработники помогают семьям в сложной жизненной ситуации и как за последнее десятилетие изменилось социальное обслуживание в России.


– Каковы основные задачи социальных служб и центров в России?


Социальная служба – это первая инстанция, куда идёт человек в трудной жизненной ситуации. Соцработники помогают пенсионерам, инвалидам, одиноким и малообеспеченным гражданам, многодетным семьям, беженцам, людям с зависимостью, бездомным. В большей степени они оказывают поддержку пожилым гражданам, а педагогические сотрудники и специалисты по социальной работе учреждений соцобслуживания – семьям и несовершеннолетним. Это люди-альтруисты, которые никогда не пройдут мимо чужого горя. Социальная служба – это моральная и финансовая поддержка, предоставление различных соцуслуг. Это понятие включает в себя также и обеспечение социально уязвимых категорий населения денежными выплатами.


– Как изменилось социальное обслуживание за последние 10 лет?


– С 2015 года наша деятельность регламентируется федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Документ переформатировал работу соцслужбы – в её основе лежит адресный подход. Каждое действие по всем направлениям оценивается по принципу качественных изменений в жизни человека. Положительные тенденции в результате оказания соцподдержки хорошо заметны на примере семей, которые находились в трудной жизненной ситуации и могли оказаться в социально опасном положении, но благодаря предпринятым мерам этого удалось избежать. После заключения договора о соцобслуживании разрабатывается индивидуальная программа предоставления услуг. Итоги её реализации оценивают специалисты соцслужбы и получивший поддержку человек. В ходе работы используются различные методики социальной диагностики и коррекции.


Также в последние годы активно развивается межведомственный подход по решению вопросов соцподдержки граждан. Это даёт возможность проводить эффективную профилактическую работу. Например, если в каком-нибудь отдалённом селе школьные педагоги узнают о существующей в семье проблеме и вовремя информируют об этом, то у социальных работников и ответственных органов появляется возможность выехать на место и лично выяснить, что происходит. Человек в глубинке может попросту не знать об имеющихся возможностях решения сложной ситуации.


Сейчас перед нами стоит задача обучить специалистов социальной службы эффективной межведомственной работе для помощи семье и ребёнку. Соцработники принимают участие в семинарах по совершенствованию межведомственного взаимодействия в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Благодаря этому произошло переосмысление многих аспектов работы социальных служб: удалось выявить ошибки и понять, на что необходимо направить основные силы.


– В каком случае социальные службы начинают работать с детьми и родителями? Какие существуют направления деятельности?


– Как правило, к специалистам соцслужбы обращаются тогда, когда уже существует явная проблема и необходима помощь в её решении. При выявлении семьи, находящейся в социально опасном положении, все субъекты профилактики вносят свои предложения в межведомственную программу соцреабилитации. При этом важно, чтобы подход был индивидуальным и учитывались проблемы конкретной семьи. Сложности могут возникать под влиянием множества факторов. Например, необходимо трудоустроить женщину, но у неё нет профессии, и тогда уже нужно организовать обучение. Также в населённом пункте могут отсутствовать рабочие места. Таким образом при составлении программы социальной реабилитации необходимо учитывать все возникающие нюансы. В настоящее время задачей соцслужбы является не только решение уже возникших в семье проблем, но и их профилактика.


Социальная служба работает с семьями по совершенно разным направлениям – начиная от оформления удостоверяющих личность документов до предоставления психологических, педагогических, социально-медицинских услуг. Это ежедневное непосредственное участие в жизни граждан. С детьми и их родителями соцслужба работает до тех пор, пока не поможет решить конкретную проблему.


– Существует убеждение, что социальные службы работают только с неблагополучными семьями. Так ли это?


– Это ошибочное мнение. Любая семья  может обратиться в социальную службу со своей проблемой, и специалисты обязательно постараются помочь. Федеральное законодательство позволяет соцработникам посещать семьи и граждан для содействия в решении возникших у них проблем, в том числе по чьему-то оповещению. Для начала работы с семьёй или несовершеннолетним необходимо согласие родителей (законного представителя) на социальное обслуживание. В большей степени соцработники, конечно, помогают тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.


Неблагополучные семьи, как правило, живут на основе примера своих родителей. Они становятся социально опасными из поколения в поколение. В таких семьях женщины не знают, как воспитывать детей, так как у них не было образца. Задача социальной службы – уменьшить число неблагополучных семей, сформировать у них образ ответственного и позитивного родительства.   


– Как социальные работники помогают детям, столкнувшимся с деструктивным контентом? Как они действуют в такой ситуации?


– В первую очередь ребёнок посещает образовательную организацию, и социальная служба получает информацию от школьных специалистов. Если в поведении несовершеннолетнего замечены негативные изменения, то своевременно должны отреагировать педагоги и психологи. Важным профилактическим инструментом является Общероссийский детский телефон доверия. Нуждающийся в помощи ребёнок может обратиться к специалисту самостоятельно. За год в Ставропольском крае поступает около 6 тысяч звонков от несовершеннолетних, которым нужна психологическая поддержка. В этом случае задача социальной службы – как можно быстрее подключить психологов соответствующей квалификации. С каждым ребёнком проводится методичная индивидуальная работа с диагностикой и коррекцией. С детьми, которые не готовы вступать в живой контакт, психологи социальной службы общаются удалённо, с использованием современных технологий, в том числе по видеосвязи. Если есть угроза жизни и здоровью ребёнка, то незамедлительно подключаются специалисты других ведомств и организаций, в том числе правоохранительных органов. Важно, чтобы в каждом конкретном случае работа велась очень корректно и по принципу «не навреди».

 



Вернуться к списку