Подростковая замкнутость: как найти подход?
Согласно опросу ВЦИОМ, 19% процентов современных молодых людей скорее замкнуты в себе, чем общительны. О том, как отличить замкнутого ребёнка от ребёнка-интроверта и как избежать деструктивных последствий подростковой замкнутости сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала педагог-психолог Государственного бюджетного учреждения Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Светлана Колесник.
– В каком возрасте подростки чаще всего замыкаются в себе? По какой причине это происходит?
– Анализируя современные данные, многие исследователи сходятся на том, что подростковый возраст молодеет. Поэтому, начиная с 10-11 лет уже можно говорить о периоде раннего подросткового возраста, который имеет различные особенности и страхи для взрослых. Ни для кого не секрет, что весь этот период характеризуется различными пробами себя и своих возможностей, становится временем новых неудобств, социальных ролей и задач. Каждый ребёнок справляется по-своему и использует разные механизмы и модели поведения. Так как данный период имеет много неизведанного, а у подростка отсутствуют ответы на вопросы, он может проявлять признаки замкнутости.
Однако следует понимать, что замкнутость может быть очень разной: выраженная или незначительная, постоянная или периодическая. Иногда она становится временной реакцией на определённые события и успешно контролируется, в других случаях проявляется беспрерывно во всех сферах жизни, сочетаясь со страхами, агрессивностью, недоверчивостью. Чаще всего причинами подростковой замкнутости становятся конфликты с родителями, трудности в школе, безответная любовь, неуверенность в себе, низкая самооценка. Однако каждый подросток уникален, и причины могут быть другие.
– Как отличить замкнутого подростка от подростка-интроверта, у которого отсутствуют психологические проблемы?
– Интроверт не отказывается общаться с людьми, он общается выборочно с теми, с кем есть доверительные отношения. Замкнутость – это состояние сниженной коммуникативной активности, характеризующееся отказом от межличностного взаимодействия, даже с теми, с кем ранее хорошо общался. Отдельно замкнутость не является ключевым симптомом психологических проблем, но следует обратить внимание на те моменты, когда замкнутость сочетается со случаями подавленного настроения, частой физической усталости, отказа от диалога.
– Чем опасна замкнутость подростков? К каким деструктивным проявлениям в реальном и виртуальном мире она может привести?
– Замкнутость может быть одним из симптомов серьёзных психических расстройств, таких как депрессия, социопатия, тревожное расстройство личности, шизофрения и др. Первые признаки появления данных расстройств проявляются в подростковом возрасте. Каждое из перечисленных отклонений влияет на социальное окружение, которое невозможно всегда избегать. Могут быть случаи агрессии, нарушения общепринятых социальных норм, суицидальные мысли и намерения. В связи с этим лучше как можно раньше обратить внимание на состояние ребёнка, разобраться в причинах такого поведения, при необходимости обратиться за помощью к специалистам.
– В какой момент родителю стоит бить тревогу, какие действия со стороны подростка указывают на то, что ему действительно нужна помощь и поддержка? Есть ли какая-то степень замкнутости, при которой ребёнку, напротив, не стоит активно помогать, так как он в силах справиться сам?
– Редкие случаи и формы проявления замкнутости обычно не требуют специального вмешательства взрослых. Достаточно быть внимательным к изменению состояния ребёнка и присматриваться, есть ли ещё какие-то изменения в поведении, внешнем виде или общении (например, он плохо спит или ест, отказывается идти в школу, перестал взаимодействовать с телефоном, вздрагивает от звонков или прикосновений). В любом случае родителю следует обратиться к ребёнку с уточняющим вопросом: «Как ты себя чувствуешь?», «Мне кажется, ты перестал общаться с друзьями, что-то произошло?», «Могу ли я тебе помочь?», «Я готова с тобой поговорить, моя дверь открыта». Данные вопросы позволят прояснить ситуацию и понять, как действовать дальше: дать возможность ребёнку справиться самостоятельно или оказать поддержку и помощь.
– Как родителю правильно общаться с подростком, который замкнулся в себе? Как не напугать, не настроить ребёнка против себя и при этом оказать поддержку?
– Предлагая свою помощь и поддержку следует избегать нравоучений и навязывания помощи. Если взрослый отметит изменения в поведении ребёнка и силой будет «причинять добро» или обесценивать чувства и состояние подростка, то это лишь ещё больше отдалит его и замкнёт в себе. Поэтому следует выстроить диалог, где предполагается разговор двух равных сторон с возможностью открыто говорить и быть услышанным. Во время такого диалога взрослому важно выяснить причину замкнутости и вместе с подростком разобрать различные варианты действий и способов преодоления ситуации.
– Какую помощь в целом взрослые могут предложить детям, которые замкнулись в себе?
– Порой подростка привлекает то, что «посторонний» взрослый (дальний член семьи, педагог или тренер) не осуждает его поступки (внешний вид или суждения) и проще относится к его словам. И если взрослый замечает замкнутого подростка, который ни с кем не общается, не имеет своего мнения и друзей, является очень сентиментальным, порой ему следует услышать то, о чём молчит ребенок, и поддержать его. Я как-то спросила уже взрослого человека: «Чего бы тебе хотелось в подростковом возрасте от взрослых?». В ответ он сказал, что хотел бы чтобы, родители чаще говорили ему: «Ты справишься», «Ты способный», «Мы вместе решим проблему, я тебе помогу». Давайте мы будем такими взрослыми!
Другие статьи по теме:
Чем опасна подростковая депрессия и как её предотвратить