Обучение в социальных сетях: тренды и возможности
Обучение в социальных сетях: тренды и возможности

Обучение в социальных сетях: тренды и возможности

21.01.2022
Обучение в социальных сетях: тренды и возможности
© depositphotos.com

Социальные сети всё чаще используются как средство обучения. Они позволяют оперативно в удобном формате делиться с учащимися полезной информацией и выстраивать коммуникацию в привычной для детей среде. Однако, по результатам онлайн-опроса ЦИСМ, только у 5% школьников Интернет ассоциируется с образованием.


Какие тренды в обучении формируют социальные сети и может ли онлайн-пространство повлиять на мотивацию учащихся, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог, кандидат психологических наук Софья Тарасова.


– Какие тренды в учёбе формируют социальные сети?


– Есть две противоположные тенденции. Первая связана с тем, что сейчас мы больше погружены в виртуальное пространство. Некоторые, часто более замкнутые по характеру, с удовольствием общаются в онлайне, в том числе, в процессе учёбы. Таким людям удобно меньше взаимодействовать с живым человеком. В принципе, это возможно и нормально, если общение присутствует в реальной жизни. Что касается именно обучения, то виртуальное образование может быть дополнением к реальным практикумам и лабораторным работам, а лекции, конечно, можно проводить в формате видеоконференцсвязи. Второй тренд, напротив, заключается в пробудившейся у людей тяге именно к «живому» контакту с преподавателем.  


– Как проводить время с пользой в соцсетях?


– Здесь нужно задать вопрос: соцсети для нас, или мы для соцсетей? Мы являемся ведущими или ведомыми? Насколько мы самостоятельны? Самостоятельности лучше учить с детства, фактически с возрастного кризиса трёх лет, когда у малыша просыпается желание многое делать самому. Если вовремя поощрять тягу ребёнка к активности, отвечать на его детские вопросы, в будущем он скорее станет ведущим, а не ведомым. В итоге сформируется умение мыслить нелинейно, делать выбор, включая, нравственный.


Желательно ставить цели и задачи собственной деятельности, любого времяпрепровождения. Сегодня возможно получать информацию, совершенно не вдумываясь, переходя от одной рекламной ссылки в Интернете к другой. Конечно, такое чтение ничего положительного не формирует. Здесь нет личностной активности, выбора, а просто потребление информации без переработки её в осмысленный контекст, отсутствует эмоциональный и интеллектуальный результат. Не соцсети должны определять, что из них берёт индивид, а субъект решает, что извлечь из Всемирной паутины. Подобное раньше было в отношении бумажной книги. Некоторые собирали библиотеку по цвету книжных корешков, чтобы тома в шкафу красиво смотрелись. Вот и соцсети – всего лишь средство, а как и сколько им пользоваться, решать человеку.


– Почему всё больше преподавателей создают образовательные аккаунты?


– Это связано с необходимостью срочно передать актуальную информацию, сделать объявление, дать школьникам и студентам задание удобным способом, например, ВКонтакте. Сказывается и влияние на нашу жизнь пандемии. Преподаватель не всегда может физически присутствовать в аудитории, в этом случае лекция в дистанционном формате – благо для всех.


– Помогает ли коммуникация в соцсетях выстроить отношения с подростками?


– Помогает, если это не единственный вариант взаимодействия. Коммуникация в соцсетях является абсолютно нормальным явлением, если человек общается в реальной жизни. Это важный диагностический критерий при психологическом обследовании: соцсети и Интернет – средство. Пока дело обстоит именно так, то это помогает. Однако виртуальная коммуникация не способна заменить общение с реальным человеком, личностью.


– Эффективно ли использование социальных сетей в образовательном процессе?


– Это зависит от личности обучающегося. Человек – ведущий в своей деятельности, он сам определяет, что ему нужно. Соцсети и форма обучения являются лишь средством. Познавательная мотивация закладывается в раннем возрасте. Она либо сформирована к моменту обучения, либо её нет.


При организации образовательного процесса нужно сочетать онлайн с традиционными формами обучения. Все сейчас стремятся в офлайн. Большинство испытывает потребность в коммуникации. Школа и вуз по характеру деятельности являются местом и для общения. Нельзя разграничить социализацию и обучение. Во многих сферах жизни невозможно чем-то заменить влияние роли личности на обучающегося.



Вернуться к списку