Новое поколение. Что необходимо знать о детях «альфа» и «зет»?
Новое поколение. Что необходимо знать о детях «альфа» и «зет»?

Новое поколение. Что необходимо знать о детях «альфа» и «зет»?

06.04.2022
Новое поколение. Что необходимо знать о детях «альфа» и «зет»?
© depositphotos.com

Подростки и молодёжь считают, что с каждым новым поколением мир становится лучше. Таковы результаты международного исследования ЮНИСЕФ и института Гэллапа. При этом молодых людей чаще всего беспокоят вопросы изменения климата, чувства депрессии и тревоги.


Тьютор ГБОУ «Школа №1985» города Москвы, участник семинара-совещания по совершенствованию межведомственного взаимодействия в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Диана Ладошина рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, что интересует поколения «зет» и «альфа» и какие навыки необходимы детям в эпоху стремительного развития технологий.


– Кто такие люди Z и «альфа»? Чем они отличаются?


– При определении возрастных рамок поколений чаще всего в основе лежит теория американских исследователей Нила Хау и Уильяма Штрауса. Авторы относят к одному поколению людей, родившихся в одинаковый период времени. При этом точкой отсчёта необходимо считать ключевое событие, которое может сдвигать временные границы в зависимости от уровня прогресса в различных государствах.


Поколения Z (1995-2010 годы) и «альфа» (с 2010 года по настоящее время) формируются в условиях общедоступного Интернета и медиапространства. Зумеры познакомились с цифровой средой в подростковом возрасте, до этого периода у них была возможность сформировать свои ценности и личные границы. Первые русскоязычные популярные социальные сети появились в 2006 году, и для поколения Z они не являются первостепенными. У детей «альфа» Интернет и смартфон стали продолжением их собственной реальности. У них гораздо сильнее, чем у старшего поколения, стёрты границы офлайн и онлайн. Для поколения «альфа» публикация личного контента в социальных сетях является нормой. «Зеты», наоборот, персональную информацию считают непубличной и стараются не афишировать свою личную жизнь. Они меньше подвержены негативному влиянию хейта и буллингу.


Личностные качества этих двух поколений также существенно отличаются. «Зеты» более прогрессивны в социальном плане: они ориентированы на работу в коллективе, им проще находить общий язык с окружающими людьми, у них больше социальных реакций. Поколение «альфа» более толерантное и предпочитает индивидуальный подход. Оно в большей степени берёт на себя ответственность и уже в детском возрасте заявляет о своём желании заниматься бизнесом.


– Какие ценности у этих поколений?


– Культурный код «зетов» по сравнению с поколениями X (1962-1981 годы) и Y (1982-1995 годы) существенно не поменялся. Родители вложили в детей Z такую ценность, как свобода действия и самовыражения. Поколение «альфа» ещё более свободолюбиво, ему важна возможность творческой самореализации. Нынешние дети очень увлечены поиском себя и своих интересов.


Чувство долга у «зетов» гораздо менее выражено, чем у предшествующих поколений. Для детей «альфа» аргумент «ты должен» практически не существует. Это ключевая потеря поколения. В тоже время нынешние дети более лояльно относятся к своим и чужим ошибкам.


Оба поколения заботятся о своём здоровье. Большинство зумеров практикует здоровый образ жизни. Для рождённых после 2010 года детей является важным психическое благополучие: школьники уделяют внимание тому, что такое абьюз, газлайтинг, буллинг. Уже в 5 классе дети чётко осознают, применяют к ним эмоциональное насилие или нет.


Что касается семейных ценностей, то поколение Z более осознанно подходит к браку и предпочитает создавать семью в зрелом возрасте. Зумеры считают ценностью возможность обеспечить своё будущее потомство всеми благами и дать ему психологическую стабильность.


Детей «альфа» волнуют глобальные вопросы: какой след мы оставим на планете, каким будет дальнейшее развитие, экология, перенаселение, страны третьего мира. Наряду с ярко выраженным индивидуализмом и нежеланием причислять себя к социуму они ставят перед собой масштабные задачи.


Интересно отношение новых поколений к юмору. «Зеты» легко воспринимают ситуацию, когда их шутки не понимают. «Альфы» относятся к юмору как к ценности, в частности мемы стали элементом современной культуры.


– В чём разница подходов к обучению поколений Z и «альфа»?


– В советские годы люди получали профессию на всю жизнь, а поколение Z первым столкнулось с необходимостью переучиваться. В школе появились профильные классы, что давало возможность выбрать наиболее интересные предметы. Поколение «альфа» чаще всего привлекает межотраслевая коммуникация, например, биохимия, искусственный интеллект.


Для нынешних детей важна именно самореализация. «Альфы» быстро теряют интерес к заданиям с готовым решением, им необходимы задачи, предполагающие творческий подход. При этом самосознание школьников не работает без цифрового устройства. Именно поэтому они очень переживают потерю смартфонов или доступа к соцсетям. Например, если попросить детей решить задачу без возможности использования телефона, то они воспринимают это как ограничение их возможностей. Ведь со смартфоном можно выполнить задание качественнее и быстрее. Поколение Z отсутствие цифрового устройства воспринимает как челлендж или эксперимент.


Мозг современного школьника начальных классов гораздо быстрее анализирует информацию. В свободное время ребёнок «альфа» заходит в TikTok и просматривает огромный поток информации. Контент необходимо критически осмыслить, принять его для себя или отвергнуть, а затем сделать какой-либо вывод. Это три глобальных действия, которые современные дети выполняют за несколько секунд. Мозг упрощает решение задач, а высвобождающийся пласт времени занимают критическое мышление и ответы на вопросы социума.


Мир вокруг меняется с огромной скоростью. Педагоги не всегда успевают подстраиваться под быстро меняющиеся потребности нового поколения. Однако в федеральном государственном образовательном стандарте уделено внимание индивидуальному подходу в обучении, чтобы ребёнок имел возможность реализовать свой творческий потенциал и выбрать то, что ему интересно.


– На что необходимо обращать внимание при обучении современных детей?


– С поколением «альфа» необходимо постоянно договариваться. В отличие от «зетов», в сознании нынешних школьников нет конструкции «я должен». Изучая новую тему, они спрашивают: «Для чего мне это надо?». Каждый день педагоги объясняют детям, зачем им, например, теорема Пифагора, почему необходимо знать русский язык. Это требует от системы образования больших трудозатрат и в то же время даёт школьникам гораздо большую мотивацию. Задача педагогов – научить детей самостоятельно искать ответы и принимать решения.


Для эффективного обучения также важно совместить образовательные и личностные компоненты. Современному ребёнку гораздо интереснее писать сочинение на темы, касающиеся его личности, например, «каким я вижу себя в 25 лет». Такой подход даёт возможность не только совершенствовать навыки письменной речи, но и способствует развитию самой личности.


Современное поколение детей нужно учить терпению, тому, что для решения некоторых задач необходимо чуть больше времени. Важно объяснить детям, что, немного подождав и понаблюдав, можно получить гораздо больше. Например, если на уроке биологии дать задание вырастить любимые овощи и фрукты, то дети увидят, сколько времени требуется для прорастания семян.


Сейчас в школах популярна профессия тьютора, занимающегося построением индивидуальной образовательной траектории на основе запросов учащегося. Наша задача – сформировать в ребёнке желание обучаться самостоятельно. Многие из этого поколения станут фрилансерами, которым особенно необходимы мотивация, самообучение и развитый навык осознанности.                    

               

– Какие навыки будущему поколению необходимо развивать?


– Поколению «альфа» необходимо обратить внимание на такие ключевые компетенции, как эмоциональный интеллект и критическое мышление. Современные дети – индивидуалисты, но они находятся в социуме и не должны забывать о других людях. Эмоциональный интеллект как раз даёт возможность понять, как другой человек реагирует на те или иные наши действия. Также осознанность важна для сохранения ментального здоровья. Этот навык позволяет стабилизировать свои эмоции, понять, какой путь нужно выстроить для удовлетворения своих духовных и физических потребностей. Критическое мышление детям необходимо для обеспечения собственной кибербезопасности, ведь родительский контроль не может оградить от всех опасностей и сложностей.


Поколению Z для успеха в современном обществе нужны ключевые компетенции 21 века: системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, работа с ИТ-системами, эффективная коммуникация, работа в команде, а также в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий, владение языками и мультикультурность, осознанность, развитый эстетический вкус.

 


Теги:

дети школа

Вернуться к списку