Молодёжь считает одной из главных сетевых угроз взлом личных данных
Наиболее распространёнными угрозами в Интернете респонденты в возрасте 14-25 лет считают взлом личных данных с использованием фишинговых технологий, а также мошенничество и спам. К такому выводу пришли сотрудники Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды (ЦИСМ) в результате онлайн-опроса аудитории социальных сетей.
На первый план у молодёжи выходит забота о сохранности персональных данных и страх быть обманутыми, что связано с личным опытом участников опроса.
Респонденты 19-25 лет оценивают риски (вред от содержания контента и угрозу безопасности) в социальных сетях выше, чем респонденты 14-18 лет. Среди существующих негативных явлений участники опроса чаще всего указывали «троллинг и хейтерство» по отношению к кому-либо, агрессию, неэтичную и навязчивую рекламу, оскорбление и унижение со стороны других пользователей, а также информацию, которая раздражает и вызывает неприятные эмоции.
Чаще всего молодые люди обеих возрастных групп характеризуют как неблагоприятный контент тот, который имеет возрастное ограничение 18+ (45%), в том числе порнографию (5,6%), пропаганду психоактивных веществ (11%) и пропаганду насилия (4,6%). Результаты опроса говорят о достаточно поверхностном представлении молодых людей о тех рисках, с которыми они реально могут столкнуться в онлайн-среде.
Находясь в Интернете, респонденты в целом испытывают больше положительных эмоций, чем отрицательных (интерес, радость, любопытство, удивление, удовольствие, восхищение, восторг). Однако наблюдается динамика снижения положительных эмоций от младшего к более старшему возрасту: респонденты 19-25 лет испытывают больше интереса, удивления, печали, надежды, тревоги, обиды и гораздо меньше радости, восхищения, удовольствия, доверия, чем респонденты 14-18 лет.
Представители обеих групп утверждают, что лично знают практически всех своих друзей из социальных сетей. Первое место по популярности среди участников опроса заняла социальная сеть ВКонтакте (14-18 лет – 37,2 %, 19-25 лет – 34,8 %), на втором месте находится Instagram, на третьем – TikTok.
Опрос проведён методом онлайн-анкетирования на стихийной репрезентативной выборке. В исследовании приняли участие респонденты из 12 субъектов Российской Федерации, в том числе Москвы и Московской области, Республики Крым и Севастополя, Калининградской области, Республики Башкортостан, Воронежской области и Краснодарского края. Объём выборки составил 680 респондентов.