Как помочь ребёнку адаптироваться к информационным перегрузкам?
Как помочь ребёнку адаптироваться к информационным перегрузкам?

Как помочь ребёнку адаптироваться к информационным перегрузкам?

21.06.2021
Как помочь ребёнку адаптироваться к информационным перегрузкам?
© depositphotos.com
К 2025 году глобальная сфера данных вырастет более чем в пять раз. По прогнозам экспертов, общий объём новых данных увеличится до 175 зеттабайт. Постоянное увеличение объёмов информации напрямую влияет на мышление и память человека.

Как научить детей справляться с возросшей информационной нагрузкой, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог, детский нейропсихолог Стелла Антонова.


– Каковы особенности восприятия информации у современного поколения?


– Я занимаюсь с детьми больше 28 лет и не наблюдаю никаких особенностей в развитии высшей психической функции. Всё стабильно, за исключением детей с особенностями в развитии. Метапластичность головного мозга позволяет постоянно подстраиваться под разные культурные изменения в среде. Поэтому особенности восприятия всегда соответствуют той социокультурной среде, которая нас окружает.


С возникновением Интернета появилась такая особенность восприятия, как клиповое мышление. Дети могут очень быстро схватывать информацию, анализировать и классифицировать. Однако важно развивать у них способность ставить себе цель нахождения в информационном пространстве. Это будет определять влияние информации на здоровье детей, на уровень внимания.      


– Как перенасыщение информацией влияет на внимание детей?


– Человек может в среднем концентрироваться на 4 объектах. Нейропсихологи выделяют дорсальную и вентральную сети системы переработки информации. Дорсальная сеть вбирает сенсорные стимулы на основе внутренних целей, а вентральная сеть – неожиданные и яркие стимулы в среде. Дорсальная и вентральная сети находятся в лобных отделах коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию, произвольность и контроль. Если идёт перенасыщение информацией, то функции регуляции, контроля падают. Это влияет на концентрацию внимания. Ребёнку сложно выбрать что-то одно, сосредоточиться.


Современные гаджеты – это продолжение нашей памяти и психики в целом. В ходе исследования людей просили вспомнить факты из школьной программы. Одной группе было разрешено пользоваться Интернетом для поиска информации, другие же вспоминали сами. Люди, которые могли «загуглить», гораздо выше оценивали свою память. Однако память была лучше у тех, кто не пользовался Интернетом.


– Какие признаки указывают на нарушения в психологическом здоровье ребёнка из-за переизбытка информации?


– У детей возбуждение преобладает над торможением. Лобные отделы, особенно в подростковом возрасте, находятся под большим прессингом, потому что гормональная система становится доминирующей. Происходит усиленная нагрузка на энергетический блок мозга (подкорковые структуры), и лобные отделы коры находятся в дефицитарном состоянии. Это значит, что страдают функции регуляции, произвольности, контроля и планирования. Поэтому в пубертатном кризисе наблюдается высокая амбивалентность в поведении и состоянии подростка. Дети в этом возрасте то агрессивны, активны и дерзки, то безынициативны, апатичны и ранимы. Гипоталамо-гипофизарный дисбаланс приводит к крайней нестабильности. Из-за этого подросткам достаточно сложно воспринимать переизбыток информации.


У детей с сильным типом нервной системы при информационном перенасыщении можно наблюдать бурные аффективные реакции (агрессия, аутоагрессия, неконтролируемые действия). Также возникает гиперкинетический синдром: дети проявляют высокую двигательную активность. Могут быть трудности с засыпанием, тяжёлые сны и просыпания среди ночи. Эти же признаки и у детей со слабым типом нервной системы. Также у них наблюдаются апатия, астения, плаксивость. Могут появляться разные неврологические (заикания, тики, энурез, энкопрез) и невротические (страхи, навязчивые движения) реакции.


– Как снизить информационную нагрузку на ребёнка и избежать негативных последствий?


– Нужно учитывать временной фактор: количество часов пребывания в Интернете зависит от возраста ребёнка и задач. Также важен целевой фактор: для чего необходимо быть в Сети. Ребёнок должен быть вовлечён в разнообразные виды продуктивной деятельности, то есть тогда, когда он что-то сделал и увидел продукт своего труда. Необходимо учить его планировать свой день, расставлять приоритеты.


Важно прививать культуру физического развития. Для разгрузки необходимо общение в среде сверстников с живыми эмоциями и переживаниями. Также важно учить интересоваться мировой культурой, быть всесторонне активными, инициативными. Настоящее поколение живёт по законам социума, его нельзя встроить в рамки прошлого. Однако можно привить культуру познания интернет-пространства. Так же, как прививается культура чтения книг, просмотра фильмов.



Вернуться к списку