Эмоции и разум. Как научить подростка самоконтролю?
Эмоции и разум. Как научить подростка самоконтролю?

Эмоции и разум. Как научить подростка самоконтролю?

15.02.2022
Эмоции и разум. Как научить подростка самоконтролю?
© depositphotos.com

По данным ВОЗ, каждый седьмой подросток в возрасте 10–19 лет в мире страдает психическими расстройствами. Дети особенно уязвимы для таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, трудности в учёбе, рискованные формы поведения. При этом на психическое здоровье напрямую влияет умение управлять своими эмоциями.


Можно ли научить подростка осознанной саморегуляции и как отличить возрастную импульсивность от опасных эмоциональных проявлений, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказали кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права Наталья Богданович и доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ Варвара Делибалт.   


– Почему для подростков характерно импульсивное поведение? Возможна ли эмоциональная стабильность в этом возрасте?


– В подростковом возрасте происходит развитие личности и становление характера. Для отрочества свойственен возрастной кризис, которому присущи негативизм, упрямство, протест-бунт, своеволие. Ребёнок в этот период ищет себя, получает опыт взросления, стремится к героическому и к риску. Отечественный психолог и педагог Лев Выготский описывал интересы подростка как ключ ко всей проблеме психологической жизни. Для детей в этом возрасте характерна некоторая импульсивность в поведении. Психолог XX века Лидия Божович говорила о том, что произвольность и контроль рождаются из импульсивности. И в онтогенезе мы видим, как к концу дошкольного возраста происходит овладение контролем и целенаправленностью, а к концу младшего школьного возраста появляются произвольность высших психических функций и познавательная рефлексия. Однако это еще не значит, что полностью сформирована сложная система регуляции и самоконтроля, правосознание. Ещё несколько лет уходит на развитие этих структур, включающих в себя не только контроль, но и планирование, программирование, гибкость, моделирование, оценивание последствий.


Неспроста нижний порог возраста уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления – 14 лет, а полная уголовная ответственность наступает в 18. Если на протяжении дошкольного возраста ребёнок учится получать удовольствие от того, что он действует по правилу, в кризисе 7 лет он начинает осознавать последствия своего поведения для себя самого, а в подростковом возрасте на фоне развития личностной рефлексии и абстрактно-логического мышления происходит осознание последствий не только для себя, но и для другого человека, в юношестве – для общества.


Подростки могут проявлять неустойчивость как в поведении, так и в эмоциональных реакциях. В начале XX века американский психолог и педагог Стенли Холлом описал эту особенность отрочества как амбивалентность, то есть двойственность переживаний и некоторую лабильность. Ведь в этот период молодой человек открывает в себе новые грани эмоций и их глубину, иначе учится смотреть на себя и других. Подростковый возраст является трудным в первую очередь для самого ребёнка. Чем старше становится подросток, тем больше стабилизируются его поведение и эмоциональные проявления.


– Где грань между подростковой импульсивностью и опасными эмоциональными перепадами?

 

– Это сложный вопрос, поскольку подразумевает в каждом конкретном случае, вызывающем тревогу и опасения окружающих, анализ развития, индивидуально-психологических особенностей, факторов риска, уязвимости и ресурсов развития подростка. В первую очередь важно понять, насколько импульсивное поведение и эмоциональные перепады дезориентируют молодого человека, усложняют его социальное функционирование, связаны со степенью опасности. Здесь уместно применить критерии психической нормы – адекватность, продуктивность, критичность и обучаемость (не только в познавательном смысле, но и способность переносить опыт в разные жизненные пространства). Более того, когда мы говорим о риске формирования девиантного поведения, то обычно имеем дело с полифакторной моделью, а в поведении – с сочетанием разных признаков.


Для специалистов системы образования мы разработали Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения. Если у подростка есть девиантные проявления, сложные эмоциональные переживания, то его поведение оценивается как трудное или опасное не только взрослыми, но и сверстниками. Это важные сигналы о том, что он нуждается в профессиональной помощи и поддержке. И конечно, эта помощь должна оказываться в сотрудничестве с семьёй.


– От чего зависит умение подростка контролировать свои эмоции?

 

– Самоконтроль в подростковом возрасте зависит от очень многих факторов. Например, от того, насколько эти умения сформировались в предыдущий период, когда ребёнок, будучи учащимся младших классов, должен выйти на определённый уровень произвольности. Но если в младшем возрасте очень важно влияние взрослых, то в подростковом периоде он постепенно отстраняется от контроля взрослых. Особое значение имеет сама ситуация, в которой находится тинейджер. Учитывая, что в данном возрасте сверстники начинают приобретать важную роль, то и проблемы, возникающие в общении с ними, становятся значимыми. Также регуляция эмоций может зависеть от норм, принятых в группе сверстников. И еще один немаловажный фактор – это использование различных гаджетов, что может приводить к нарушению эмоциональной регуляции из-за переутомления и формированию зависимости.


– Что необходимо делать родителям для развития у ребёнка навыков самоконтроля?

 

– В первую очередь родителям необходимо принять то, что ребёнок меняется, взрослеет. Сейчас много говорят о важной роли родителей в развитии детей, но нужно обратить внимание на то, что и взрослый нуждается в помощи. Ведь проблемы детей существенно отражаются на их родителях и не всегда понятно, где найти силы для помощи себе и ребёнку. Поэтому в трудный период можно и нужно обращаться за профессиональной поддержкой. Ведь для развития навыков самоконтроля у ребёнка важно и то, как владеет ими взрослый, как реагирует на сложные ситуации. Эмоциональная реакция на сложности естественна, однако человек может управлять собой с помощью волевой сферы.


– Какие упражнения наиболее эффективны для тренировки саморегуляции?

 

– Для обучения саморегуляции можно использовать упражнения по развитию эмоционального интеллекта (EQ). Именно они помогают научиться распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими. Также снять эмоциональное напряжение, справиться с перегрузками позволяет так называемая нейройога. Она способствует повышению работоспособности мозга, включает в себя дыхательные, двигательные и коммуникативные упражнения, которые ориентированы на понижение импульсивности и агрессивности. 


Другие статьи по теме:


Что такое EQ? И как его развивать у ребёнка?


Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего




Вернуться к списку