Детские провокации. Как вести себя педагогу?
Педагоги всё чаще становятся объектами подростковой агрессии. По данным опроса НИУ ВШЭ, 70 % учителей подвергались насилию и травле со стороны учеников. Современные дети стали более свободными в проявлении протеста и афишируют свои провокационные действия в социальных сетях.
Почему дети проявляют агрессию в отношениях с взрослыми и как педагогу найти общий язык с трудным школьником, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала педагог-психолог межрегиональной общественной организации «Аистёнок» (город Екатеринбург) Наталья Хакимова.
– Почему дети провоцируют?
– Существуют возрастные кризисы. В эти периоды меняется модель общения. В семь лет ребёнок ориентирован на взрослого. Поэтому к учителям в начальной школе дети проявляют уважение, статус педагога очень высок. В подростковом возрасте они больше общаются со сверстниками. Им важно соответствовать ценностям и правилам этой группы. Происходит первое отделение от родителей. Отсоединиться от значимого взрослого проще тогда, когда ты его обесценил. Поэтому поведение подростка по отношению к взрослому вызывающее. Если у ребёнка достаточно много конфликтов дома с родителями, то он будет отыгрываться на учителе. Это семейная проблема. Тогда необходимо включать в работу семью.
Если говорить про отношения с учителем, то здесь больше работает программа «смотрите, какой я крутой». Подросток хочет быть особенным, выделиться за счёт своего поведения. Он демонстративно не принимает правила мира взрослых, не хочет подчиняться.
– Изменилось ли за последние годы провокационное поведение детей?
– Школьники стали более свободными, больше себе позволяют. Скорее всего, это обусловлено влиянием социальных сетей. Дети смотрят на то, что делают другие и думают, что они тоже так могут. В подростковом возрасте ещё не работает критическое мышление. Хорошо там, где, по их мнению, «круто»: так может быть и в преступной среде, и среди спортсменов. Вид деятельности не столь важен. Когда по телевидению показывают инциденты с участием подростков, это вызывает дополнительный интерес. Каждый видит в этом что-то своё.
Безусловно, есть влияние компьютерных игр. Детям иногда сложно разделить реальный и виртуальный миры. Уровень агрессивности выше у ребят, которые много времени проводят в играх.
– Каковы признаки провокационного поведения?
– Дети проявляют протест. Например, учитель делает замечание о том, что приходить в школу надо в строгой форме одежды. Дети намеренно одеваются иначе. Или дети начинают ставить под сомнение знания учителя. Они могут указывать на ошибки, подчёркивать, что они знают больше. Это тоже провокационное поведение, направленное на подрыв авторитета учителя. Могут быть косвенные провокации: случайно сломал, разбил. Часто дети, которые не успешны в учёбе, могут привлекать к себе внимание своим поведением. Им сложно найти себя в школе. Хорошо, когда ребёнок может проявлять себя не только в знаниях.
– Насколько важен для подростков-провокаторов авторитет учителя?
– В основе психологической травмированности ребёнка лежат отношения с взрослым. Если педагог будет устанавливать индивидуальный контакт с учеником, и будет показывать это в своих действиях, то возможно, что отношения сложатся. Несмотря на психологическую травму взаимодействия с другим взрослым, ребёнок способен выстроить отношения.
Подростковый возраст – это тяжёлый возраст, прежде всего для самих детей. Это противоречия, непонимание самих себя. Это период войн, проигрышей, побед. При этом если взрослый задаёт правильный тон, то ребёнок может научиться быть успешным в договорённостях со старшими.
– Как выстраивать общение с ребёнком в период конфликта? Как правильно реагировать на провокации?
– Важно помнить, что говорить с подростком при классе бесполезно. На публике под воздействием гормонов он готов пойти на многое. В таких случаях нужно уводить ребёнка, оставаться с ним один на один. Чем меньше сверстников, тем легче ребёнка вывести из «игры на публику».
Важна ценность межличностного общения, включённость педагога в отношения внутри класса. Учителю необходимо шире смотреть на подростков, не ограничиваясь только оценкой интеллектуального развития. Иногда детям важно давать авансы. Например, если ребёнок не выполнил задание, то попросить его подойти после урока и дать ему ещё день на сдачу. Не ставить сразу плохую оценку.
Должна быть индивидуальная договорённость, доверие ребёнку. Если школьник не откликается, то нужно показать искренние эмоции. Показать, что вы расстроены из-за необходимости ставить плохую отметку. Это история про человеческие отношения, ведь подростки – это будущие взрослые. Прежде всего, должны быть уважение к ребёнку и искреннее сочувствие. Можно давать какие-то задания с учётом интересов ученика. Например, сделать доклад о своём увлечении.
Можно рассказывать что-то про своё детство, про свой школьный опыт. Рассказы про личное располагают подростков. Однако при общении с трудным учеником не надо раскрывать свои тайны. Нужно чётко понимать границы.
– В каких случаях педагогу следует обратиться за помощью?
– Адаптация длится примерно полгода, но лучше не затягивать. Если есть сложный ребёнок, нужно разговаривать о нём с коллегами. Чем раньше учитель обратится за помощью, тем лучше. Если есть школьный психолог, обсудить ситуацию с ним. Пригласить специалиста, чтобы он посмотрел, как ученик взаимодействует с другими на уроках, на переменах.
Очень полезны супервизии. Они позволяют обсудить с коллегами, как вести себя в конкретных ситуациях, найти важное задание для проблемного школьника. Коллеги могут помочь найти выход из трудной ситуации, конструктивный педагогический и психологический подход.
Дополнительные материалы:
Как понять, что ваш ребёнок – агрессор
Подростковая агрессия: причины появления и профилактика