Дети в цифровой среде: как научить ребёнка основам сетевой безопасности
По данным международной организации ЮНИСЕФ, ежедневно более 175 000 детей впервые заходят в Интернет. Они осваивают виртуальное пространство, быстро открывая для себя новые возможности, но при этом и подвергаясь новым рискам. Практически каждый третий интернет-пользователь – ребёнок. Образование, хобби, общение со сверстниками – всё это подростки находят в Сети. О том, как обучить детей основам цифровой грамотности, не прибегая к ограничениям и запретам, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев.
– Чем чревато бесконтрольное потребление Интернета подростками?
– Всё зависит от того, что называть бесконтрольностью. Одно время под ней понимали неограниченное пребывание в Интернете, и психологи и психиатры сформулировали понятие киберзависимости. Однако в настоящее время из-за развития мобильного Интернета и дети, и взрослые находятся в состоянии постоянного подключения. Это превратилось в социальную норму. Если же мы рассматриваем «бесконтрольность» с точки зрения чисто информационной безопасности, то здесь мы приходим к проблеме качества потребляемого контента. Очевидно, что потребление той или иной информации влияет на ценностные ориентиры человека, его уровень кругозора, реакций. Таким образом, в зависимости от характера потребляемого медиаконтента мы на выходе можем получить личность определённого характера.
– Некоторые родители для того, чтобы уберечь ребёнка от негативного влияния Интернета, не покупают ему смартфон до определённого возраста или запрещают пользоваться компьютером. Верна ли такая тактика воспитания?
– К сожалению, не верна. Умение пользоваться цифровыми инструментами сейчас уже конкурентное преимущество, это обязательное умение, как писать и читать. В современном мире сложно представить себе профессию, в которой не требуются цифровые навыки. Они необходимы ради собственного удобства, ради безопасности, полноценного развития подрастающей личности. Невозможно обучить ребёнка грамотному потреблению интернет-контента, если ограничивать его в использовании смартфона или компьютера. Рано или поздно он столкнётся с проблемой недостаточной цифровой образованности и будет испытывать сложности в дальнейшей жизни.
– Существует мнение, что современное поколение подростков обладает цифровой грамотностью на уровне подсознания. Вы согласны с этим мнением?
– Я бы так не сказал. Во-первых, цифровая грамотность – это условный рефлекс. Чтобы им обладать, требуется обучение. Но стоит учесть и другой нюанс: дети быстро обучаемы, гибки, легко усваивают новое, поэтому они развивают этот рефлекс достаточно быстро. Что же касается потребления интернет-контента, как правило, подростки потребляют всё то, что популярно, что рекомендуется друзьями или считается модным. Поэтому говорить о том, что ребёнок на подсознательном уровне может определить, какой контент нейтральный, а какой деструктивный, не совсем корректно. Цифровая среда не отменяет общего процесса воспитания ребёнка, формирования определённых навыков и ценностей. Взрослые должны способствовать накоплению опыта, на основании которого ребёнок будет принимать грамотные решения. Важно следить за тем, чтобы интернет-среда не стала главным воспитателем для подростка, потому что она весьма однобоко сформирует интересы и предпочтения личности, а также вряд ли поможет формированию критического мышления.
– Если говорить о цифровой грамотности, кто в первую очередь должен обучать этому ребёнка?
– В современном обществе ребёнок начинает пользоваться гаджетами ещё до школы, возраст начала пользования Интернетом сейчас имеет тенденцию к снижению. Поэтому, если мы говорим о навыках общего потребления цифровых технологий, разумеется, это начинается с родителей. Однако задача школы – систематизировать получение этих знаний, при этом не ограничиваясь только воспитательным процессом. Необходимо выполнять функции по обеспечению того информационного пространства, которое будет способствовать позитивному и качественному развитию личности.
– Могут ли современные подростки на время отказаться от гаджетов и Интернета? Нужен ли им «цифровой детокс»?
– Как правило, «цифровой детокс» мотивируется не самим Интернетом как таковым, а воздействием, которое он оказывает на человека. В первую очередь, если это влияние негативное. Например, если ребёнок становится жертвой кибербунижения, он стремится создать себе максимально комфортную среду и отгораживается от негативного воздействия: меньше пользуется смартфоном или компьютером, перестаёт пользоваться теми или иными сервисами, может перестать пользоваться Сетью вообще. «Цифровой детокс» – это способ защититься от непосильной психологической нагрузки, которую человек испытывает, сталкиваясь с чем-то в цифровом пространстве. Только если подросток оказывается в подобной ситуации, то перерыв в использовании Интернета возможен.
– Как вы оцениваете уровень цифровой грамотности современных подростков?
– Дать здесь однозначную оценку нельзя. Конечно, современные дети достаточно «продвинуты» в плане цифрового потребления. Ребёнок в принципе способен познать многое из того, с чем он встречается. И в процессе взросления глубина его познаний растёт, как и осмысление того, с чем он работает. Что касается интернет-безопасности, здесь важен вопрос оценки рисков. Если подросток проявляет сильный интерес к какому-то контенту, он может проигнорировать предупреждения об опасности и пойти в обход ограничений, лишь бы получить интересующую его информацию. Это означает, что риск-менеджмент будет проведён неправильно. Такое поведение характерно не только для детей, но и для взрослых. Поэтому здесь проблема заключается не столько в доставке соответствующих знаний, сколько в необходимости формировать у личности некоторое понимание «красной черты», переход которой может удовлетворить потребность, но повлечёт за собой негативные последствия.
– Как родителям правильно обучать детей цифровой безопасности?
– Во-первых, начинать нужно с того, что ребёнок должен понимать, что Интернет – это вовсе не уютная комната, в которой он находится. Он должен воспринимать его ровно так же, как и улицу. Установки поведения в виртуальном пространстве должны быть сформированы с оглядкой на правила, которые формируются для поведения ребёнка вне дома. Благодаря такому подходу родитель сможет грамотно выстроить политику обучения ребёнка. Можно, например, объяснить на уличных примерах те или иные риски. Опасности в Интернете специфичны, но благодаря офлайн-примерам опасностей у ребёнка может сформироваться своеобразный единый комплекс правил поведения для онлайн-среды, который поможет ему формировать правильную стратегию поведения, обеспечив при этом риск-менеджмент.