Что такое EQ? И как его развивать у ребёнка?
Жизненная состоятельность на 80% зависит от эмоционального интеллекта (EQ) и лишь на 20% – от IQ. Об этом в своих трудах по психологии, науке и лидерству пишет американский психолог Дэниел Гоулман. Эксперты из разных областей и современные родители приходят к пониманию, что эмоциональный интеллект напрямую влияет на успешность человека и ощущение счастья. Подтверждение тому – EQ включён в топ-10 наиболее востребованных профессиональных компетенций по результатам исследования «The Future of Jobs».
Почему эмоциональный интеллект так важен и как на практике развивать умение управлять собой, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала директор ОАНО «Школа 360» в г. Рязани, эксперт по развитию EQ Мария Дановская.
– Что такое эмоциональный интеллект?
– Это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей, понимать причины тех или иных состояний и умение управлять ими.
Более ранним понятием был «социальный интеллект» – вид интеллекта, который отвечает за умение выстраивать взаимосвязи между людьми. Первым об этом заговорил учёный Эдвард Ли Торндайк. Так как развитие ребёнка идёт в двух направлениях: с одной стороны, он развивается интеллектуально, а с другой – усваивает нормы, правила поведения в обществе, то его умение общаться и, например, понимать эмоции других, влияет на его дальнейшую жизнь не меньше познавательных процессов.
– Почему в 21 веке специалисты и родители стали больше обращать внимание на умение управлять эмоциями?
– На Всемирном экономическом форуме регулярно обсуждаются те компетенции, которые нужны для современного профессионала. В список вошёл и эмоциональный интеллект. Многие крупные компании подхватили эту идею и начали по-другому подбирать сотрудников, учитывая не только общий интеллект, но и так называемые гибкие навыки и уровень развития EQ. То есть человек, который умеет выстраивать коммуникацию, понимает свои чувства, умеет себя контролировать, знает, как удовлетворить свои потребности, с развитой эмпатией, более эффективен в учёбе и работе.
Для того, чтобы расти и развиваться, строить отношения, работать, нельзя полагаться только на общий интеллект, либо узкие профессиональные навыки. Помимо этого мы однозначно используем коммуникацию, критическое мышление, умение адаптироваться, мотивацию, осознанность. Эти понятия являются составляющими эмоционального интеллекта.
Мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми, были здоровыми и физически, и эмоционально. Большое внимание стало уделяться и развитию у ребёнка EQ. Появилось такое понятие как «эмоциональное воспитание», когда мы занимаемся развитием EQ у детей через принятие и понимание их самих.
– В каком возрасте проще развить эмоциональный интеллект – в детском или в сознательном, взрослом?
– В любом возрасте есть свои методы для развития эмоционального интеллекта. Например, физическому и психологическому развитию мы всегда уделяем внимание, и на каждом этапе есть сензитивные периоды развития отдельных навыков. С эмоциональным интеллектом точно так же. Если взрослый «нашёл себя» в состоянии неразвитого эмоционального интеллекта, то не нужно отчаиваться. Есть масса методов, как достичь баланса и гармонии. Главное в работе с эмоциями – принятие, проговаривание, разделение. Я – не равно моя эмоция. Если я чувствую злость, это не значит, что я злой человек. С негативными эмоциями не нужно бороться, именно через принятие мы можем управлять своей реакцией на эмоции. Мы не можем сменить эмоцию, но мы можем выбрать, как реагировать, и что сделать для улучшения своего состояния.
– Как помочь ребёнку понимать свои эмоции? С какого возраста этому можно учить?
– Даже у только что родившегося ребёнка идёт процесс развития эмоционального интеллекта. Малыш смотрит на своих родителей и фиксирует разные выражения лица, как эмоции соответствуют интонациям голоса, тому, что происходит. Появилась мама – у неё ласковое лицо – она обнимает, целует. Это и есть усвоение разных способов проявления эмоций. Ребёнок это считывает и начинает сам использовать. Чем более эмоционально холодны родители, тем хуже развивается эмоциональная сфера личности ребёнка.
Когда малыш приближается к кризису трёх лет, он бурно проявляет разные эмоции, с которыми трудно справиться. В этот момент родители могут проговаривать, что чувствует ребёнок. Например, «я понимаю, ты сейчас злишься». Ведь ребёнок ещё не знает, как это называется, что это такое. Он только чувствует. В этот момент родитель устанавливает связь между его эмоцией и разумом.
Нужно рассказывать о том, что делать, как проживать эмоции. «Давай, если ты злишься, когда у тебя не получается построить башню, ты можешь ударить подушку». Или «мы можем нарисовать злые каракули на листе бумаги». Таким образом мы учим экологичному проживанию различных эмоций. Если ребёнок чего-то боится, то нужно проявить понимание. Мы можем работать со страхом. Можно предложить нарисовать большую страшную собаку, а потом дорисовать к ней что-нибудь милое, например, бантик, торт, который она несёт ребёнку. Любые эмоции обязательно нужно принимать. Это важно и в работе с собой.
– Особенно сложно бывает во время переходного возраста, для которого характерны эмоциональные всплески. Как формировать эмоциональный интеллект у подростков?
– Подростковый кризис – механизм, который заложен природой для развития человека, для того, чтобы ребёнок дозрел и сепарировался. Помимо того, что дозревает эмоционально-волевая сфера, происходят серьёзные гормональные изменения. Эмоциональная несдержанность подростков физиологически обусловлена, так как созревание мозга происходит от задней части к передней. Префронтальная кора, которая контролирует импульсы и рациональное мышление, созревает в последнюю очередь. В этом возрасте контроль принадлежит миндалевидному телу, которое отвечает за инстинкты и рискованное поведение. Риск и «бездумное» поведение необходимы юному человеку для обретения самостоятельности. Риск и перепады настроения в подростковом возрасте – это некая норма.
Всё, что мы можем сделать, это помочь справиться с «раскаченным» состоянием. Во-первых, важно рассказать подростку, что с ним происходит: что в этот период он будет меняться физиологически, что будут перепады настроения. Во-вторых, нужно подумать о том, что можно сделать в моменты эмоционального всплеска. Например, договориться, что подросток будет подходить и говорить о своём состоянии: «Оставьте меня на 15 минут в тишине и покое, а то я нагрублю». Нужно расставить границы, как справляться с негативными эмоциями. Перепады настроения у подростков зависят не от уровня развития эмоционального интеллекта, а в том числе от типа нервной системы, от интенсивности скачка роста и социальной ситуации. Задача родителя в этот момент – понять, принять и поддержать. Важно не обесценивать опыт ребёнка.
– Какие упражнения, игры можно использовать для развития эмоционального интеллекта?
– В первую очередь нужно произносить эмоции ребёнка и свои вслух. Для развития эмоционального интеллекта в младшем возрасте важно обращать внимание на своё тело и позы. Для ребёнка 3-5 лет можно придумать ритуалы, например, для пробуждения утром (вставать в позу радости), вести дневники эмоций, достижений. Использовать разные карточки с выражением эмоций и раскрашивать их с ребёнком, обсуждать.
Для подростков и взрослых людей хорошо использовать настольные игры: «Монополия», «Бэнг», «Находка для шпиона», «Эмоциональный интеллект». В них заложен механизм взаимодействия друг с другом, проявление разных эмоций.
– Какие издания, интернет-ресурсы могут помочь разобраться в своих эмоциях, почувствовать себя более счастливым?
– Книга Виктории Шиманской «Где живут эмоции» представляет собой практические задания для детей. Есть ещё хорошее издание Джона Готтмана «Эмоциональный интеллект ребёнка». Всем, кто работает с подростками, будет полезна книга Роберта Уинстона «Как помочь ребёнку повзрослеть».
Что касается ресурсов, то я как тьютор работаю с подростками и взрослыми людьми с помощью платформы Skillfolio. После диагностики EQ искусственный интеллект ежедневно подбирает для респондентов практики, а я консультирую.
Что ещё можно почитать по теме:
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего