Чем занять ребёнка во время вынужденных длительных каникул

Чем занять ребёнка во время вынужденных длительных каникул

27.03.2020
Чем занять ребёнка во время вынужденных длительных каникул
© pixabay.com

На этой неделе в большинстве регионов России начались весенние каникулы, а часть школ перешла на дистанционную форму обучения. Кроме того, Президент страны Владимир Путин объявил о нерабочей неделе в период с 28 марта по 5 апреля. Взрослым и детям рекомендуют находиться дома.


Чем заинтересовать подростков, как мотивировать их не расслабляться на домашнем обучении? Советами на эту тему с АНО «ЦИСМ» поделилась психолог и консультативный член Профессиональной психотерапевтической лиги Елена Павлова.


– Что могут предпринять родители, чтобы отвлечь ребёнка от сети и направить его деятельность в полезное русло?


– Основная причина, по которой детей затягивает сеть, – это острое чувство одиночества. Пребывание в Интернете даёт подростку ощущение, что у него есть друзья. Он может создать любой аккаунт, быть там кем угодно. Часто мы наблюдаем психологическую зависимость от Интернета, тогда это сказывается уже на всём, что окружает подростка: семья, друзья, школа.


Во-первых, ребёнку нужно дать понять, что он значим для родителей, что его любят. Нужно постараться объяснить, что родители действуют только в его интересах, и объяснить это на доступном языке, а не нудным тоном. Во-вторых, обязательно нужна совместная деятельность. Но не таким образом, как привыкли делать большинство, в приказном порядке: «пошёл», «убрал», «сделал». Здесь так не пройдёт. Мы не должны приказывать, а должны просить о помощи, должны создавать благоприятную психологическую атмосферу. Например, элементарная уборка квартиры может сопровождаться приказным тоном, а может проходить в позитивной атмосфере с шутками и играми. Даже взрослый человек ощутит разницу.


Необходимо найти любой повод, чтобы поощрить ребёнка. Пусть даже маленький успех, но он должен быть замечен и награждён. Например, ребёнок сел за урок, который не любит и в нём неуспешен, пусть у него плохо получается, но он взялся за него, переступил через себя, уже за это обязательно нужно хвалить. Это всё поможет показать ребёнку, что, «выныривая» из сети, он попадает в более безопасное и приятное место, где его любят и принимают таким, какой он есть, и готовы всегда прийти на помощь.


– Как родителям правильно сформировать досуг ребёнка на время каникул или карантина?


– Сейчас многие родители находятся вместе с ребёнком дома, поэтому им ничего не мешает придумать массу совместных занятий. Это и настольные игры, и различные творческие занятия, и общение по Skype с родственниками, которые живут в других городах или странах, и общение с друзьями по видеосвязи (здесь важно давать ребёнку личное пространство, соблюдать его личные границы и давать ему возможность побеседовать с друзьями наедине). Хорошо, если вся семья сможет собраться и вместе что-то приготовить, а потом за одним столом поужинать. Можно затеять вместе перестановку в комнате или небольшой ремонт, при этом давать ребёнку возможность тоже принимать решения, например, куда поставить мебель или повесить картину. Когда подросток вовлечён во все домашние процессы, с его мнением считаются, всё проходит в позитивной атмосфере, в итоге он сам начинает стремиться к тому, чтобы проводить больше времени с родителями, заниматься совместными делами.


– Обучаться дистанционно достаточно сложно. Что могут предпринять родители, чтобы учебный процесс не пострадал?


– Во-первых, мы объясняем ребёнку, что это не каникулы, а карантин. А в период карантина в большинстве школ вводится дистанционное обучение. Сейчас не так много сознательных детей, которые со всей ответственностью подходят к учёбе. Многие просто ещё психологически не созрели. Поэтому здесь помогут только беседа и дополнительная мотивация. Нужно вместе с ребёнком сесть, обсудить ситуацию, прописать обязанности, утвердить режим на период карантина. Важно, чтобы он тоже принимал участие в разработке этого режима. Нужен диалог и соблюдение компромисса. Кстати, можно, например, заключить шуточный договор, на котором будут стоять подписи сторон «родитель-ребёнок».


В этом договоре обязательно нужно прописать, на какую помощь может рассчитывать ребёнок со стороны родителей, потому что помощь крайне важна. Если вы хотите выстраивать с ребёнком доверительный диалог, вы должны включаться во все процессы его жизни. Ну и, конечно же, должна быть указана награда: что ребёнок получит в результате соблюдения своих обязательств. Многие могут назвать это шантажом, но в случаях, когда школа подростка совсем не привлекает, рыночные отношения – это выигрышный вариант. Укажите и то, чего ребёнок может лишиться, если не будет следовать указанным правилам. Это может быть и время, проведённое в гаджетах, и просмотр любимых передач, и игра в приставку.


Но совершенно неважно, в какой форме вы пропишете правила, самое главное – создать атмосферу партнёрства и взаимопомощи. И донести до ребёнка, что школа в его интересах. Но делать это надо постепенно и ненавязчиво.


– Как после таких каникул помочь ребёнку адаптироваться к учёбе в условиях школы?


– Нужно начинать готовиться заранее. Во время карантина в большинстве семей изменяется режим дня, смещается время подъёма. Поэтому где-то за три-четыре дня, чтобы войти в ритм, нужно начинать, например, ставить будильник пораньше, смещать время подъёма каждый день на полчаса. Конечно, здесь тоже важно посоветоваться с самим ребёнком, каким именно образом вы будете возвращаться в привычный ритм. Кроме того, нужно обязательно указать плюсы возвращения в школу, что ребёнок, наконец, встретится со своими друзьями, вернётся в любимые кружки и секции. Кстати, можно попробовать использовать тот же договор, который был заключён между вами на время карантина. Только переписать его уже под основной режим. Как показывает практика, детям это нравится, это их увлекает, а значит поможет вызвать у них позитивный настрой на возвращение в школу.



Вернуться к списку