Быть своим в цифровой среде: какими навыками должен обладать учитель

Быть своим в цифровой среде: какими навыками должен обладать учитель

09.03.2021
Быть своим в цифровой среде: какими навыками должен обладать учитель
© depositphotos.com

В феврале 2020 года стало известно о внедрении изучения искусственного интеллекта в школьную программу. Планируется ежегодно проводить всероссийскую олимпиаду по этой теме, которая позволит победителям получить льготы при поступлении в вузы. Искусственный интеллект поэтапно интегрируется в систему российского образования, что в ближайшее время потребует повышения квалификации со стороны педагогов.


О том, насколько современные учителя готовы к работе с новыми технологиями, а также о возможной конкуренции с искусственным интеллектом рассказал АНО «ЦИСМ» руководитель отдела по сопровождению занятий благотворительного фонда «Шалаш» Валерий Майоров.

 

– В чём заключаются основные задачи учителя? Могут ли алгоритмы искусственного интеллекта составить конкуренцию педагогам?


– Сегодня основная задача учителя – выстроить образовательное пространство, в котором ученику было бы комфортно и интересно. Важно поддерживать интерес, который есть у ребёнка, сохранять его и культивировать.


Если говорить об активном внедрении цифровых технологий в образовательный процесс, то, как бы ни был удобен Интернет, он не может конкурировать с учителем. Потому что искусственный интеллект и цифровые технологии – это лишь трансляторы знаний. Сегодня профессия учителя пересмотрена. Если раньше педагог считался лишь носителем знаний, то сейчас это тот человек, который заряжает детей интересом и любовью к процессу познания, он показывает им, что учиться – здорово.


Учебный предмет – это всего лишь инструмент, при помощи которого дети изучают окружающий мир. И важно во время его преподавания подчёркивать, насколько полезно открывать для себя что-то новое.


– Какие изменения произошли в сфере преподавания за последние 10-20 лет? Какое влияние оказало развитие интернет-технологий?


– Сегодня мы говорим о неких соревнования между Интернетом и классическим учебным процессом, и это, конечно же, большой вызов для образовательной системы. Из-за развития новых технологий и социальных сетей учителям сегодня очень важно следить за своими действиями, им важно помнить, что их слова могут быть проверены в любой момент и что они уже не являются единственным источником знаний.


Прошедший год серьёзно повлиял на нашу жизнь, которая во многом перешла в цифровую среду, в том числе это касается образовательных процессов. Благодаря этим изменениям учителя обрели необходимые навыки и смогли улучшить свой уровень компьютерной грамотности. Школы стали больше работать с информацией, технологиями, интернет-пространством. Если раньше взрослые приглашали детей на свою территорию (в школу), то теперь они пришли в пространство детей, на ту площадку, которая современному поколению более привычна и комфортна.


– Каким должен быть учитель для «поколения Z»? Какими компетенциями должен обладать?


– Учитель для любого поколения должен обладать самым важным навыком – он должен уметь заинтересовать детей процессом познания. В условиях огромного количества источников информации учитель должен уметь создавать для детей такую образовательную среду, в которую хочется приходить и в которой хочется получать знания, где ребёнку не только интересно, но ещё комфортно и безопасно.


Сегодня многие мастер-классы и обучающие мероприятия проходят в Интернете, поэтому педагог должен не только учить, но и учиться сам. Он должен уметь находить и сортировать информацию, преподносить урок при помощи тех инструментов, которые интересны современным детям, должен быть компетентным в вопросах виртуального пространства и уметь ответить на соответствующие вопросы учеников. Для этого ему необходимо следить за молодёжными трендами и новыми веяниями в подростковой среде.


– Какие подходы сегодня применяют учителя для работы с подростками? Как заинтересовать детей, привыкших к смартфонам и соцсетям?


– Один из самых эффективных подходов – это собственный пример. Если преподаватель увлечён своим предметом, любит его и со страстью и интересом рассказывает, то в этом случае он сможет заинтересовать даже тех, кто привык сидеть в смартфонах. Также иногда нужно вспоминать себя в подростковом возрасте и своё отношение к преподаваемому предмету. Учитель должен объяснять не важность дисциплины с практической точки зрения, а то, почему этот предмет ему интересен, почему он его выбрал. Здесь необходимо также отталкиваться от собственной влюблённости в него.


Другой подход заключается в том, что преподаватель выбирает эффективный путь для того, чтобы прийти в тот мир, в котором живут подростки. Если дети проводят много времени в социальных сетях, нужно использовать это во благо. Например, учитель одной из российских школ во время изучения произведения классической русской литературы предложил ученикам завести аккаунты в Instagram для каждого из героев. Дети создали странички понравившихся персонажей и, исходя из их характеристик, рассказывали там об их жизни. Они не переписывали цитаты из книги, а как бы сами проживали жизнь героя, тем самым лучше понимая его.


Это достаточно необычный, но эффективный способ преподавания, в котором применяются те инструменты, которые современным детям ближе всего. Если обращаться к детям, используя их язык, среду, в которой они привыкли находиться, заинтересовать их учебным процессом и получением знаний гораздо проще, чем если принимать наставническую позицию.



Вернуться к списку