Актуальные IT-профессии и перспективные направления в сфере ИКТ в России
Совокупность социально-экономических факторов определяет долгосрочный тренд роста спроса на специалистов в сфере информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС). Ежегодно спрос российских предприятий на специалистов из области ИТ возрастает, что обусловлено скоростью распространения и внедрения ИТ-решений в деятельности предприятий.
Согласно данным исследования «Индикаторы цифровой экономики» (Россат), общая численность ИТ-специалистов в 2019 году составляла 1190,4 тыс. человек, а на момент 2021 года была приравнена к 1322,8 тыс. человек. В апреле 2022 г. в России кадровый спрос на ИТ-специалистов составил 1 млн. человек (1,8 % от емкости всего рынка HR), а по некоторым оценкам к 2027 г. эта цифра достигнет 2 млн. человек. Согласно показателям, полученным в результате исследования портала Работа.ру, 62% респондентов определяют ИТ-специальность как наиболее перспективную среди профессий.
IT-решения сейчас используются почти во всех сферах. На момент 2020 года выделяется ряд популярных направлений, базирующихся на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На первое место выходит категория «информация и связь», где 42,2% – специалисты по ИКТ, а 11,5% – специалисты, интенсивно использующие ИКТ. На втором месте – финансовая и страховая деятельность (6,2% – специалисты по ИКТ, а 46,7% – специалисты, интенсивно использующие ИКТ). На третьем месте – профессиональная, научная и техническая деятельность (6,6% – специалисты по ИКТ, а 31,7% – специалисты, интенсивно использующие ИКТ). Возрастные особенности занятых в ИТ-отрасли указывают на преимущественно молодой кадровый состав, в связи с чем подтверждается высокая необходимость в профессиональной подготовке молодых кадров по ИТ-направлениям.
Главными компетенциями в цифровой среде являются жесткие и гибкие навыки, среди которых:
-
умение работать с базами данных (БД),
-
знание алгоритмов машинного обучения, методов информационной безопасности,
-
управления проектом,
-
языки программирования,
-
коммуникационные навыки,
-
владение английским языком,
-
а также понимание основ разработки и внедрения ПО, мобильных приложений.
Большое внимание на рынке труда уделяется направлению «Искусственный интеллект». В основу работы искусственного интеллекта, внедряемого в различные отрасли жизнедеятельности человека в условиях цифровой трансформации социума, заложены множество технологий, практик, методологий, а также теоретическая база. Они существуют на основе таких ключевых аспектов искусственного интеллекта, как:
-
Машинное обучение — область знаний об алгоритмах, которые в процессе обучения используются для поиска закономерностей. В рамках такого обучения применяют методы нейронных сетей, статистику, исследование операций и пр., на основе чего отбирается полезная информация.
-
Нейросети — метод машинного обучения. Такие сети построены по аналогии с биологической нейронной сетью с живыми нервными клетками, но только в программном или аппаратном виде.
-
Глубокое обучение — предполагает использование сложных нейросетей с многочисленными нейронами и слоями (например, для распознавания речи или изображений). Чтобы обнаружить сложные закономерности в таком огромном массиве информации, используются самые современные методы и повышенный уровень вычислительных мощностей.
-
Когнитивные вычисления — одно из направлений искусственного интеллекта, благодаря которому возможен контакт человека и машины аналогично тому, как это происходит между людьми. Когнитивные процессы имитируются компьютером через распознавание и интерпретацию речи, изображений. Затем выдается соответствующая реакция.
-
Компьютерное зрение — работает на основе шаблонов и глубокого обучения. Так распознаются изображения и видео. Компьютер обрабатывает, анализирует и «понимает» изображение с учетом окружающей обстановки и затем правильно его интерпретирует.
-
Обработка естественного языка — способность машины воспринимать человеческую речь как в письменном, так и в устном виде. Данная технология уже вошла в нашу повседневную жизнь — управление многими устройствами осуществляется голосом.
Опираясь на данные крупного сервиса по поиску работы «HH.ru», приведем список наиболее востребованных профессий в России:
-
Программист, разработчик – 31%;
-
Специалист технической поддержки – 15%;
-
Аналитик – 11%;
-
Системный администратор – 10%;
-
Руководитель проектов – 8%;
-
Специалист по информационной безопасности – 5%;
-
Тестировщик – 3%;
-
Менеджер продукта – 3%;
-
Руководитель группы разработки – 2% и др.
Высокая востребованность в профессиональных компетенциях специалистов ИТ-сектора характеризуется масштабным количеством вакансий, достойной заработной платой, а также повышенным интересом абитуриентов к образовательным программам данного сектора.
Материал создан на основе статей Васильева Е.В., Каманина А.Н. «Дефицит ИТ-кадров в России на современном этапе: причины и пути преодоления» и Рыжовой Н.И. «Современные школьники выбирают искусственный интеллект как направление для будущих профессий».