Адаптация детей в летнем лагере
Адаптация детей в летнем лагере как в новой социальной среде:
рекомендации родителям
Для детей и подростков летний лагерь совмещает в себе возможности приятного отдыха, общения и получения новых полезных навыков, знаний и умений. Условия летнего лагеря позволяют ребенку быть включенным в общение с группой сверстников и не испытывать чувство изолированности, «утолять» познавательную потребность, а также способствуют снижению времени сетевой активности и минимизации рисков потребления деструктивного контента в Интернете.
При этом для ребенка, который впервые погружается в подобный летний досуг, коллектив лагеря является принципиально новой и незнакомой социальной средой, в которой ему предстоит адаптироваться. Это может вызывать у ребенка стресс и тревогу. Как родители могут способствовать адаптации детей в социальной среде летнего лагеря?
Помочь ребенку в этом можно, начиная с уровня решения «стратегических» вопросов.
Важно подобрать для ребенка тематику лагеря, которая будет соответствовать его интересам, ведущей деятельности его возраста (7-11 лет - развитие предметных навыков и знаний, 12-15 лет - развитие коммуникативных умений, 15-17 лет - проектная деятельность, творчество, развитие качеств для будущей профессии). Детям с общими увлечениями и схожей динамикой развития личности гораздо проще налаживать предметную и межличностную коммуникацию между собой.
Рекомендуется заранее уточнить, какие в лагере представлены коллективные виды деятельности с общей целью для участников (создание творческих или исследовательских проектов рабочей группой и т.д.) и командные игры, соревнования (волейбол, футбол, квизы, настольные игры и т.д.), являющиеся основой для формирования дружеских отношений в коллективе. Если в лагере реализуется только индивидуальное или групповое обучение без интерактива и игры, то социальная адаптация будет проходить труднее.
Поэтому, выбирая летний лагерь, родителям и детям необходимо заранее ознакомится с информационными ресурсами организаций, в частности их страницами, сообществами в социальных сетях: собрать информацию о планируемых видах активности детей во время смены, о возрастных категориях участников, вместе просмотреть фотографии, видеозаписи и трансляций из лагеря с играми, выступлениями.
Перед отправлением в летний лагерь необходимо создать ребенку позитивный психологический настрой. Дети восприимчивы к словам родителей – значимых взрослых, поэтому следует воздержаться от трансляции негативных установок относительно предстоящих событий и новых людей: в разговорах с ребенком лучше избегать утверждений о враждебности коллектива детей, о плохой адаптивности ребенка, о строгости вожатых. В большинстве случаев такие опасения неоправданны, и являются следствием тревоги родителей: многие игры и упражнения направлены на командообразование, все виды взаимодействия в лагере модерируют вожатые, которые распределяют детей по группам и командам с учетом их пожеланий и не допускают конфликтных взаимодействий. Если ребенок переживает, что не справится с чем-то самостоятельно, необходимо заранее его успокоить, сказав, что он всегда сможет обратиться к вожатым или ассистентам, которые помогут и поддержат его в проблемной ситуации.
Для снижения тревоги, связанной с вхождением ребенка в новую социальную среду, рекомендуется поучаствовать в прямых эфирах в формате «вопрос-ответ», проводимых сотрудниками лагеря в социальных сетях перед набором на смену, и задать все волнующие родителей и детей вопросы.
Родителям лучше не давать ребенку с собой лишние гаджеты, портативные игровые консоли: чем больше происходит живого взаимодействия со сверстниками, тем быстрее ребенок включается в новый коллектив. При этом можно дать с собой настольные игры, тетради-«анкеты» для заполнения, способствующие групповому и межличностному общению.
Не рекомендуется заменять привычный для ребенка смартфон непривычными ему или устаревшими устройствами (например, кнопочным телефоном), с помощью которых затруднен выход в социальные сети. Это снижает оперативность связи с родными, друзьями и вызывает дополнительный стресс у ребенка.
Важно прислушиваться к обратной связи от ребенка и вожатых, которая предоставляется регулярно в режиме онлайн. Если ребенок в новой обстановке чувствует себя подавленно, проявляет агрессивное поведение или иные признаки нарушения адаптации, то не стоит заставлять его дальше находится в некомфортной ему среде.