Подготовка ребёнка к школе: чек-лист для родителей

Подготовка ребёнка к школе: чек-лист для родителей

19.08.2020
Подготовка ребёнка к школе: чек-лист для родителей
© depositphotos.com

После летних каникул ребёнку часто бывает сложно втянуться в учебный процесс. В этом году сложилась особенная ситуация: школьники заканчивали последнюю четверть дистанционно и несколько месяцев были далеки от привычных классов, парт и школьных коридоров. Как помочь детям вернуться к учёбе и избежать лишнего стресса, рассказала старший методист мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей» Анна Завалина.


– Когда нужно начинать готовить ребёнка к возвращению в школу?


– Важно понимать, что есть дети, которые в школу уже ходили, для них это больше процесс не подготовки, а процесс вспоминания прошлого учебного года. А есть дети, которые пойдут в школу в первый раз, и для них подготовка к школе должна начинаться как минимум за два месяца до начала учебного года, а в плане предметной подготовки этот процесс может начинаться и за год. Родители первоклассников должны готовить детей к школе как к некоему социальному институту, где есть свои правила, где у ребёнка появляются обязанности. Это можно делать, например, с помощью совместного составления списков дел, которые ребёнку необходимо выполнять в течение дня, подготовки свода правил, которые дисциплинируют. Это поможет сделать переход ребёнка в школу менее стрессовым.


Если говорить о детях, которые уже обучаются, то нужно возвращать их к режиму, начиная с августа, и стараться некоторое время в день уделять предметным занятиям, постепенно вспоминать то, что было пройдено в прошлом году. Кроме того, я бы рекомендовала именно педагогам готовить детей к учебному году в новых условиях. Начиная с августа, проверять, насколько хорошо работают социальные сети у школьников. Например, проверить работу общего классного чата, обратиться к детям там, чтобы они отреагировали, поделились впечатлениями о каникулах, рассказать им немного о предстоящей учёбе, воодушевить на начало года. Сочетание навыков общения в социальных сетях и знаний учителя в сфере коммуникационного менеджмента – это залог успешной адаптации к тому формату образования, который сформировался в условиях пандемии. И совершенно неважно, вернёмся ли мы к этой форме или нет, процесс подготовки к ней будет не лишним.


– Если говорить о традиционной форме обучения, то с чего стоит начать подготовку в первую очередь?


– В первую очередь нужно начать с восстановления режима. Это будет достаточно сложно сделать, потому что дети какое-то время учились дистанционно и уже отвыкли от привычного формата. Во-вторых, я бы рекомендовала восполнить пробелы социальной коммуникации, которые возникли у ребёнка в период карантина. У меня есть предположение, что в сентябре, когда дети вернутся в классы, будет достаточно много конфликтных ситуаций, потому что многие дети просто отвыкли от того, как делить с кем-то парту. В этом случае родителям стоит создавать для ребёнка различные моменты для общения с другими детьми: организовывать праздники или групповые поездки на экскурсии, коллективные занятия. Это поможет быстрее привыкнуть к общению и избежать конфликтов в школе.   


Что касается предметных заданий, то здесь я бы рекомендовала родителям попросить ребёнка перед началом учебного года просмотреть новые учебники и выписать всё, что ему кажется интересным и что кажется непонятным. Благодаря таким чек-листам каждый учитель сможет понять, какие темы заинтересуют детей, а какие вызовут страх и затруднения.


– Как подготовить ребёнка к соблюдению дистанции в условиях пандемии и возможному переходу на удалённое обучение (если этого потребуют обстоятельства)?


– Самое простое и эффективное, что мы можем сделать, это подавать собственный пример. Родители должны показывать, как они соблюдают все меры безопасности, когда находятся с ребёнком в магазине, в общественном транспорте, в парке или на каком-либо мероприятии. Если говорить о школе, то здесь лучше использовать геймификацию, но при этом не превращать всё в развлечение. Например, каждый день ребёнок может получать в школе какие-то награды или наклейки в так называемую «карту здоровья». Они даются за следующие вещи: если ты пришёл в маске, соблюдаешь дистанцию, соблюдаешь правила личной гигиены. Самое главное – не пугать детей тем, что если они не будут соблюдать все необходимые условия, то их снова отправят на дистанционное обучение. Потому что инструмент запугивания практически никогда не даёт положительного результата.


– Какие переживания испытывает ребёнок перед началом учебного года? Как с ними бороться?


– Первая группа переживаний связана с социальной коммуникацией, потому что ребёнок давно вживую не видел одноклассников и учителей. Причина, по которой может возникнуть стресс, это непонятная модель поведения: ребёнок теряется и не понимает, как ему вести себя с этими людьми, о чём шутить, какой информационный повод подобрать для обсуждения. Поэтому учителям в первые дни учебного года стоит провести своеобразный нетворкинг, чтобы ученики вспомнили друг друга, вспомнили, что такое общение в классе, поделились какими-то историями о каникулах.


Вторая сложность, которая может возникнуть у школьников, это волнение по поводу собственного уровня знаний. Это также усугубляется тем, что какое-то время в прошлом году все обучались в онлайн-формате, и, возможно, у учителя не всегда хватало времени и возможностей уделить достаточно внимания каждому ученику. Сомнение в собственных знаниях может возникнуть, когда ребёнок переходит в новый класс с новыми предметами и не до конца уверен в том, что хорошо усвоил старые.


И ещё одно волнение, которое может испытывать ребёнок перед началом учебного года, связно с пандемией. Сейчас увеличилось количество фейк-ньюс, распространяемых в социальных сетях и СМИ, о том, что будет вторая волна и всех снова отправят на карантин. Это нагнетает обстановку. Важно научить ребёнка критическому мышлению, чтобы он мог отличать правду от вымыслов, чтобы умел анализировать получаемую информацию. Для этого учитель может один из уроков посвятить обсуждению сложившейся ситуации, чтобы дети рассказали всё, что знают, обсудили то, что их беспокоит, возможно, немного подискутировали.


– Какие советы можно дать родителям первоклассников? Как они могут помочь им безболезненно влиться в новую среду?


– Ввести дома определённые правила, с которыми ребёнок встретится в школе. Например, рассказать, что в школе для того, чтобы что-то спросить, нужно поднять руку, и попробовать это продемонстрировать за семейным ужином. Желательно вовлечь ребёнка в выбор школьных принадлежностей, попробовать их рассортировать, предложить ему самому собрать рюкзак в зависимости от того, какие у него предметы назначены в расписании.


Готовя ребёнка к школе, родители не должны возлагать на него слишком много надежд, не нужно внушать ему заранее чувство долга: что он обязан учиться только на «пятёрки», быть лучшим, успешным. Необходимо рассказывать о школе как о месте, где можно узнать много нового и интересного о мире, поделиться с ним своим школьным опытом. И ни в коем случае перед 1 сентября не нужно пытаться проверить, как ребёнок читает и пишет, лучше максимальное количество времени уделить общению, чтобы вызвать у него интерес к школе и желание учиться.


Теги:

дети школа

Вернуться к списку