Тьютор в школе – друг и наставник на пути развития личности

Тьютор в школе – друг и наставник на пути развития личности

08.06.2022
Тьютор в школе – друг и наставник на пути развития личности
© pexels.com

Согласно постановлению Правительства России, с 2022 года должность тьютора включена в номенклатуру должностей педагогических работников образовательных организаций. Появление специалиста по сопровождению обучающихся стало своеобразным откликом на процесс индивидуализации системы образования. Об особенностях профессии тьютора и о том, с какими трудностями педагогический работник помогает справиться школьникам, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала тьютор ГБОУ «Школа №1985» города Москвы Диана Ладошина.


– Кто такой тьютор? Что входит в обязанности этого специалиста в школе?


– Тьютор – это специалист, который занимается индивидуальным сопровождением учащегося и построением его образовательной траектории, а также помогает преодолевать трудности на пути развития личности. Его деятельность находится на стыке педагогики и психологии. Персональный наставник направляет школьника при выборе необходимых предметов, в зависимости от его способностей и потребностей выстраивает карту развития. Тьютортсво позволяет будущим выпускникам понять, как актуализировать себя после сдачи экзаменов, какую выбрать профессию. Для построения образовательной траектории используются профориентационные инструменты.


Зачастую тьютор в системе образования ошибочно воспринимается как специалист, работающий с детьми с особенностями в развитии. Однако он не занимается коррекцией психофизиологических особенностей. Задача тьютора – помочь школьнику осознать свои способности, интересы, восстановить познавательную мотивацию и составить индивидуальную программу развития. Этот специалист выполняет воспитательно-образовательную функция, а не коррекционную.     


– Какими компетенциями должен обладать тьютор?


– Для эффективного выполнения своих функций данный специалист должен обладать педагогическим образованием, иметь повышение квалификации по психологии и управлению проектами. Во-первых, тьютор участвует в образовательном процессе и использует в своей деятельности педагогические инструменты. Ему необходимо понимать, какие знания даёт предмет и какие необходимы компетенции для освоения той или иной научной области.


Тьютор как наставник является связующим звеном между взрослыми и детьми. Для того, чтобы найти общий язык с учащимися, необходимы знания и компетенции в области психологии. Тьюторы могут помогать взрослым справиться с трудностями в общении с ребёнком, а также находить пути для улучшения у школьника самоконтроля, для формирования учебной мотивации. Персональные наставники не занимаются решением психологических проблем, но помогают выявить мотивационные аспекты ребёнка и сформировать его познавательный путь.


Что касается управления проектной деятельностью, то по сути карта развития ребёнка и является для тьютора проектом. Для успешного построения индивидуального образовательного маршрута специалисту необходимы навыки целеполагания и постановки задач. Тьютор должен оценить имеющиеся ресурсы и понимать, какие результаты необходимо получить и в какие сроки, то есть уметь анализировать, намечать реперные точки и планировать.


– Как выстраивается работа персонального наставника с учащимися?


– В своей работе тьютор использует психодиагностические методики, в том числе для измерения уровня тревожности. Также важно изучить карту личности. Тьютор может присутствовать на уроках, чтобы понять, как дети взаимодействуют между собой. Чаще всего проводится индивидуальная работа, но практикуются и групповые форматы. Например, я провожу занятия с учебным коллективом для командообразования и выявления лидерской позиции. У тьютора нет основной педагогической нагрузки, поэтому специалист имеет возможность наблюдать за детьми на уроках и внешкольных занятиях. В деятельности наставника есть чётко спланированная работа, а есть точечные ситуации. Тьютор может выполнять важную роль – помогать учителям-предметникам или классному руководителю определить дефициты и зоны роста учебного коллектива.


В период летних каникул специалисты стараются скорректировать и составить все индивидуальные маршруты и карты детей, собрать дополнительные данные. Это необходимо для планирования деятельности на следующий год. Образовательные запросы очень быстро меняются, что требует периодической корректировки календарного плана работы всего педагогического коллектива. Также задача тьютора – тесно взаимодействовать с родителями для построения эффективной карты развития коллектива и каждого ребёнка в отдельности.


– С какого периода тьютор готовит школьников к выбору профессии?


– Это необходимо делать в младшем подростковом возрасте, когда у ребёнка начинает формироваться мнение о своём будущем. С того момента, как у школьника возникают вопросы: кем он хочет стать? чем ему нравится заниматься? как можно достичь желаемого? В 6-7 классе у учащихся появляются новые дополнительные предметы и познавательный интерес в различных научных областях. Важно на фоне новых знаний выяснить, что ребёнку интересно и что дальше с этим делать.


Например, я начала профориентационную работу с учениками в 8 классе. У каждого ребёнка был свой индивидуальный образовательный план. Затем я составила карты развития. Каждый ученик перешёл в 9 класс с рекомендациями о том, какие предметы лучше выбрать, какие образовательные организации могут помочь им в реализации личных потребностей. При составлении карты развития школьника учитываются предпочтения и желания родителей как участников образовательного процесса.


– Почему в системе образования необходимы персональные наставники?


– Тьютор является одновременно другом и наставником ребёнка. Учитель-предметник главным образом передаёт знания, а профессия тьютора связана с развитием потенциала учащегося. Также педагоги в основном работают с классным коллективом и не могут уделять достаточно внимания каждому ребёнку. Наставник обеспечивает индивидуальный подход. Чаще всего у детей не сформированы осознанность и мотивация. Тьютор как раз помогает ребёнку увидеть свои индивидуальные способности, которые будут значимы для него в будущем. Он прокладывает образовательный маршрут учащегося, помогает построить его ресурсную карту для дальнейшей самоактуализации.


– Как введение в школах тьюторства повлияло на воспитательно-образовательный процесс?


– Раньше очень много уделяли внимания именно образовательным результатам, сейчас школа имеет не только функцию обучения, но и воспитания. Важно думать о том, как ребёнок реализует себя в обществе, насколько будут сформированы его культурные ценности. По моему мнению, основная задача образовательной организации не только дать школьнику предметные знания, но и воспитать его как личность. Необходимо дать детям понимание того, что каждый может найти свой путь и быть полезным для общества. Тьютор помогает учащемуся выбрать то, что нравится, с учётом индивидуальных психофизических особенностей. С появлением в школах тьюторов образование стало более индивидуальным, дающим возможность подготовить детей к реальной жизни.


– Как, на ваш взгляд, будет развиваться профессия тьютора?


– С каждым годом в школах будет становиться всё больше тьюторов. В ближайшие 5 лет такие специалисты появятся в каждом образовательном учреждении. Увеличивается число запросов на индивидуальные образовательные траектории: большинство родителей задумываются о том, что их детям нужно что-то особенное, адаптированное под их способности и интересы. Персональный образовательный маршрут становится наиболее актуальным и с точки зрения подготовки к взрослой жизни. Кроме того, профессия тьютора соответствует потребностям современного поколения детей с ярко выраженным индивидуализмом.

 


Теги:

Школа дети

Вернуться к списку