Почему у подростков развивается апатия?
Почему у подростков развивается апатия?

Почему у подростков развивается апатия?

19.10.2021
Почему у подростков развивается апатия?
© depositphotos.com

Отсутствие интересов у ребёнка является частой причиной обращений к психологу со стороны родителей и детей подросткового возраста. При этом сами подростки жалуются на слабость и леность. Почему апатия чаще всего проявляется в этом возрасте, как помочь ребёнку преодолеть период усталости и безразличия к происходящему, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог, детский нейропсихолог Стелла Антонова.


– Какие симптомы характерны для апатичного состояния? Почему оно развивается у подростков?


– Апатия – это отсутствие интересов, состояние безразличия, равнодушие, вялость и безволие. Она является характерным состоянием подросткового периода. Американский психоаналитик Гарри Салливан указывает на то, что апатия наблюдается у детей ещё в младенческом возрасте, он связывает это с реакцией адаптивности психической деятельности ребёнка на внутреннее напряжение. Подросткам доступна рефлексия и они сами обращаются с жалобами на физическую слабость, утомляемость, леность. Более того, дети могут назвать конкретный период, когда начались данные проявления. Кризис длится примерно с 10 до 16 лет.


– Как отличить подростковую апатию от лени?


– Эти определения из разных областей. Слово «апатия» рассматривается как философский, медицинский, психологический термин из области науки, а «лень» относится к житейскому понятию.


Если у взрослого человека слишком много целей, задач, то в какой-то момент он берёт паузу и отказываетесь делать всё. При этом зачастую он ругает себя за «лень». Согласно исследованиям учёных, при перегрузке рабочего объёма памяти начинает страдать функция внимания. Человек перестаёт удерживать фокус в какой-то определённой области, и организм отказывается делать всё. Наш организм – живая система, в которой все процессы происходят в динамике. Нам не свойственна стагнация. Поэтому если человек не чувствует достаточного количества сил, он испытывает дискомфорт. Это может быть связано с различными физиологическими, анатомическими, гормональными изменениями.


– Зависит ли это состояние от времени года?


– Весенне-осенний период – время обострения различных заболеваний. Отсутствие солнца также влияет на физиологию, на выработку гормонов. Есть прямая зависимость между временем года и состоянием человека. Нашему организму свойственна цикличность так же, как и природе. Но есть такое понятие как «солнце внутри», то есть счастливому человеку с определённым состоянием души не важны погода, время года. Однако в определённые периоды организм как бы «замирает», бережёт силы. Организм имеет свои циклы и может потребовать отдыха.


– В каком случае апатия может перейти в депрессию?


– Подростковый кризис – период, когда наблюдаются изменения во всех функциональных системах. Дети могут чувствовать головокружение, нехватку воздуха, давление, боли в ногах и ещё много симптомов, которые возникают по причине анатомо-физиологической перестройки организма. Физическое состояние всегда является основой психического тонуса. Также у подростков слишком много вопросов и задач: внешность, отношения, будущая профессия. Их всё волнует и интересует. И когда возникает большой объём задач для решения, организм использует защитные стратегии, он как бы впадает в спячку. Идёт большая работа адаптационных механизмов психики. Подростков это мучает, они обесценивают себя, ругают, занимаются самобичеванием. Тревожное состояние, возникающее в кризисный, переходный период, часто переходит в депрессию. Психологическое благополучие ребёнка зависит как от особенностей высшей нервной деятельности, так и от отношений с родителями. Если в семье есть поддержка, как правило, депрессивных эпизодов не наблюдается.


– Как проявляется депрессивное состояние?


– Одним из основных признаков депрессии является сниженный фон настроения не менее двух недель. Также наблюдается нарушение сна: ранние пробуждения и невозможность дальше уснуть. В 4-5 утра, как правило, повышается уровень гормона стресса – кортизола. Поэтому появляется тревожность. В случае депрессии также происходят нарушения менструального цикла у девочек, пищевого поведения (отсутствие аппетита или частое употребление еды). Есть так называемая депрессивная триада Бека – это негативный образ себя, мира и будущего. Нужно обратить внимание, что девиантное поведение в подростковом возрасте может указывать на депрессивное состояние подростка.


– Как помочь ребёнку в подростковый период справиться с психологическим дискомфортом?


– Деятельности в жизни подростков может быть достаточно (школа, секции, репетиторы). Однако когда дети рассказывают о своих личных переживаниях, они указывают на отсутствие интересов. Внутренние состояние не соответствует внешней «картине» их жизни. Такой диалог с подростками нужно уважать, воспринимать его со всей значимостью. Поговорить, обсудить и, если это не помогает, то обратиться к психологу.     


В подростковом возрасте необходимо заниматься каким-либо видом спорта, потому что в этом случае идёт гармонизация обмена веществ в организме, физической и психической составляющих человека. Если ребёнок близок к депрессивному состоянию, то можно обратиться к врачу превентивной медицины. Эти специалисты помогают восстановить дефицит витаминов, микроэлементов и минералов для гармонизации гомеостаза организма.


Самое главное родителям быть в доверительных отношениях со своими детьми. Это значит с пониманием, а не с назиданием относиться к их чувствам, рассказам, историям. Французский психоаналитик Франсуаза Дольто о ранимости подросткового периода говорила, что травма, нанесённая ребёнку в этом возрасте, остаётся в его душе так же, как рубец от раны на теле лангуста. Такое сравнение не случайно: морские обитатели меняют панцирь, а подростки меняются внутренне и внешне. Дети в этот момент нуждаются в сопереживании и участии.

 



Вернуться к списку