Пандемия: как ограничения влияют на психику детей?
Пандемия: как ограничения влияют на психику детей?

Пандемия: как ограничения влияют на психику детей?

21.02.2022
Пандемия: как ограничения влияют на психику детей?
© depositphotos.com

Во время пандемии COVID-19 почти в два раза выросло количество психических расстройств среди молодёжи до 18 лет. Депрессии чаще подвержены дети более старшего возраста. Результаты исследования учёных опубликованы в журнале JAMA Pediatrics. В среднем депрессию в период пандемии испытывали 25% молодых людей, тревогу – 20%. По мнению учёных, проблемы психического здоровья детей связаны с вынужденной социальной изоляцией и повышенным уровнем стресса в семье. Клинический психолог ООО «Центр консультативной медицины» города Омска Юлия Котова рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ», какие навыки развиваются в условиях пандемии и как обеспечить ребёнку психологический комфорт.    


– Каким образом вынужденные ограничения влияют на детей?


– В последнее время уже ставшая для нас привычной ситуация усугубилась тем, что дети не могут посещать общественные места без родителей. Им стало практически негде встречаться со своими друзьями, к тому же они зачастую обучаются удалённо, поэтому чувствуют себя несколько изолированными. Дети стали в большей степени погружаться в виртуальный мир. Пространство стало ещё более замкнутым. В этой ситуации сложно всем, но особенно –ребёнку. Ведь для подростков общение со сверстниками – одна из ведущих потребностей, способ социализации и самоидентификации. Можно быть кем угодно в виртуальном пространстве, но нет возможности продемонстрировать себя настоящего. Ребёнок лишается живого общения со сверстниками и может стать более замкнутым.


– Как родителям научить подростков следовать новым требованиям без вреда для взаимоотношений?


– Донести до подростка важность соблюдения мер безопасности – это непростая задача. В первую очередь, нужно показывать это своим примером: если родители выполняют требования, то и ребёнок будет их соблюдать. Но мы часто видим протестующих взрослых, и дети копируют эти модели поведения. Конечно, демонстрации соблюдения определённых правил будет недостаточно, необходимо пояснить, для чего существуют эти требования: привести статистику, особенности заболевания и случаи осложнений. Объяснить, что все меры профилактики приведут в дальнейшем к снятию ограничений и свободной жизни. Ребёнок уже жил в тот момент, когда всё было по-другому, в его сознании есть до и после. Мы можем пояснить, что чем больше мы соблюдаем правила, тем скорее мы вернёмся к прежней жизни. Необходимо постараться донести важность защиты своего здоровья и окружающих, что от этого зависит наше будущее.


– В период пандемии дети и взрослые больше проводят времени дома, что может привести к обострению взаимоотношений в семье. Как избежать конфликтов?


– Эта ситуация показывает, насколько мы друг друга принимаем, одобряем, поддерживаем. Часто бывает, что люди находятся друг с другом, но на самом деле не имеют близких отношений. Дети смотрят, как взаимодействуют взрослые и как общаются с ними. Здесь очень важно организовывать общее время. Например, договориться, когда будет отдых, организовать совместное времяпрепровождение, часы тишины, продумать расписание использования компьютера. Конечно, в период постоянного нахождения взрослых и детей дома может увеличиться количество ссор, ситуаций недопонимания. Но это лишь те точки роста, через которые необходимо пройти.


Важно учитывать, что у подростка обязательно должно быть время, которое он проводит наедине с собой. Особенно ценны моменты уединения, когда круглосуточно все находятся рядом. Это необходимо для познания себя, осознания своих эмоций, общения с друзьями. Всем членам семьи нужно чётко обозначить свои личные границы.


– Какие качества, навыки позволяет развивать в детях сложная эпидемиологическая обстановка?


– Мы столкнулись с тем, что каждый – и взрослый, и ребёнок, – отвечает за свою жизнь и здоровье окружающих. Самое главное, что пандемия научила нас социальной ответственности. Ещё одно важное качество, необходимое в нынешних реалиях – самоорганизация, способность планировать своё время и организовывать пространство. В школе или вузе для нас уже созданы условия, а теперь мы должны сами оборудовать комфортное для обучения или работы место. Организация пространства и времени – показатель того, как мы относимся к жизни в целом. Также пандемия является хорошей проверкой силы воли, ведь как хочется вместо учёбы поиграть в компьютерные игры, посмотреть телевизор. И важность выполнения определённых задач необходимо доносить с той позиции, что это нужно в первую очередь самому ребёнку.


– Как помочь детям снизить уровень тревожности и стресса в условиях пандемии?


– Необходимо постараться воссоздать ту жизнь, которая была до пандемии. Например, пойти с родителями и друзьями ребёнка в торгово-развлекательный центр. Пока взрослые будут ходить по магазинам, дети смогут провести время в привычной для них среде. Также нужно побольше гулять на свежем воздухе и встречаться с друзьями в реальной жизни, ходить друг к другу в гости. Справиться с тревогой и волнением помогут дыхательные техники, можно в деталях вспомнить что-то хорошее, порисовать. Важно учитывать, что увлекает ребёнка. Можно организовать совместные занятия спортом – физические нагрузки помогут снять накопленное напряжение. Также необходимо поддерживать свой организм и принимать витамины.


Сейчас все люди делятся на две категории. Одни соблюдают правила и адаптируются к новой реальности. Они получают удовольствие от жизни в нынешних условиях, например, радуются возможности работать удалённо. Есть те, которые всё отрицают и бунтуют. Они сталкиваются с различными негативными чувствами, переживаниями, у них возникает апатия. Таким людям мы помогает разобрать каждую конкретную ситуацию, доводим их страхи до абсурда. В любой сложной ситуации важно акцентировать внимание на имеющихся возможностях.



Вернуться к списку