«Навигаторы детства». Почему необходимы советники по воспитанию?
«Навигаторы детства». Почему необходимы советники по воспитанию?

«Навигаторы детства». Почему необходимы советники по воспитанию?

06.07.2022
«Навигаторы детства». Почему необходимы советники по воспитанию?
© freepik.com

С сентября 2022 года в 45 регионах России введут должность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, а с 2023-2024 учебного года такие специалисты появятся в школах, техникумах и колледжах по всей стране. Соответствующее поручение подписал президент России Владимир Путин.


Впервые должность советника директора по воспитанию была введена в школах в сентябре 2021 года по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ». Педагоги-победители конкурса «Навигаторы детства» прошли обучение в Международном детском центре «Артек» и приступили к работе в десяти пилотных регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, Ставропольском крае и Севастополе.


Чем занимаются советники по воспитанию?


Советники – это универсальные специалисты, одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. Они помогают сделать главный приоритет образования – воспитание – эффективнее и значимее. Как пояснила сотрудникам АНО «ЦИСМ» ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор Таврического района Омской области Ирина Еву, советники в образовательных организациях становятся проводниками, помогающими детям развивать социальные инициативы:


– Советники решают задачи по развитию личности на основе духовно-нравственных ценностей, по организации интересной и яркой внеурочной деятельности, успешной социализации, вовлечению в инициативы «Российского движения школьников» (РДШ) и юнармейские программы.


Введённые в школах специалисты делятся своими новыми знаниями и инструментами с другими педагогическими работниками, чтобы достичь единой цели – помочь детям определить дальнейший жизненный путь. По мнению советника по воспитанию лицея №87 имени Л.И. Новиковой г. Нижний Новгород Татьяны Левиной, многие педагоги и родители не знают об имеющихся для развития обучающихся возможностях. Именно советник через ценности и личные примеры помогает увидеть возможные направления для самореализации детей.   


Этот специалист входит практически во все структуры воспитания: штаб воспитательной работы, методические объединения педагогов, советы по профилактике, родительские активы и различные проектные группы по развитию. Советник выстраивает цепочки, связывающие все элементы воспитательной работы.

 

Почему возникла необходимость в таком специалисте?


В последние годы теме воспитания уделяют особое внимание на федеральном уровне. Внесены изменения в Конституцию РФ, в которых подчёркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Воспитание призвано формировать у обучающихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества. Затем последовали поправки в закон «Об образовании», где определены понятие «воспитания» и общие требования к организации воспитания обучающихся.

 

Есть необходимость выстраивать единую воспитательную среду в российских школах. В любом общеобразовательном учебном заведении у ребёнка должны быть равные условия для развития своих интересов и возможностей. И советники – как раз те люди, которые сегодня приводят это всё к единому знаменателю.


Ирина Еву отмечает, что будущее каждой нации и человечества зависит от подрастающего поколения:


– Школьники должны не только знать об общественной жизни, но и активно участвовать в ней, реализуя свои возможности. При этом важно формировать правильные ценности: Родина, природа, человек, дружба, семья, знание, здоровье, труд, культура, красота. Советники в образовательных организациях помогают формировать их и развивать через активную социальную деятельность.


Современная школа ориентирована на то, чтобы не только передавать знания, умения и навыки, но и развивать способности ребёнка. Татьяна Левина подчёркивает, что большие технологические и экономические изменения привели к появлению множества новых профессий и возможностей:

 

– Именно поэтому появилась такая должность как советник по воспитательной работе. Этот специалист показывает детям, родителям и педагогам новые варианты развития, форматы общения. Советник транслирует устоявшиеся ценности через новые реалии.


В чём разница между советником по воспитанию и заместителем директора по воспитательной работе?


Заместитель директора по воспитательной работе входит в административно-управленческую команду школы. Он выполняет огромный объём задач и зачастую на работу с детьми, на генерацию новых идей и проектов уже не остаётся времени. Советник и заместитель по ВР – это два соратника, от эффективности работы их тандема многое может зависеть.


По словам Ирины Еву, заместители директора – это менеджеры, советники по воспитанию – специалисты, которые вдохновляют обучающихся на изменения, на веру в себя, в возможность изменить регион и страну. Советник по воспитанию является скорее другом, чем номенклатурной единицей. Он говорит с ребятами на понятном им языке.


У советника и заместителя директора по ВР разные функции. С приходом нового специалиста в школу были созданы штабы по воспитательной работе. Это позволило избежать дублирования функционала и организовать эффективную работу.

 

Как восприняли новую должность педагоги?


К введению должности советника директора по воспитанию члены педагогического коллектива отнеслись по-разному. Изначально не было чёткого понимания, какие обязанности будут возложены на нового специалиста, как будет организована его работа. Как рассказала Татьяна Левина, постепенно отношение педагогов и родителей к должности советника изменилось в лучшую сторону:


– Решила действовать через детей и родителей: на собраниях и классных часах рассказывала о «Российском движении школьников», где есть возможности для каждого ребёнка. Потихоньку дети стали принимать участие не только в общешкольных мероприятиях, но и в акциях РДШ на региональном уровне.


Первые результаты. Что удалось сделать советникам по воспитанию?


Позиция советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями были введены в пилотные школы России год назад. Ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор Таврического района Омской области Ирина Еву рассказала, что за это время наметилась положительная динамика по различным направлениям воспитательной работы:


– За прошедший учебный год увеличилось количество детей – активистов Российского движения школьников и членов Юнармейского движения. Соответственно, выросло и число участников мероприятий движений – особенно стало больше детей, которые входят в группу риска. Большую помощь оказывают Российский детско-юношеский центр, РДШ, Корпоративный Университет, детские центры «Артек» и «Орлёнок». Они поддерживают не только ребят, но и советников, муниципальных координаторов, которые имеют возможность проходить обучение в этих организациях.


Также важным результатом работы советников стало то, что удалось изменить восприятие педагогическими работниками новой должности. По словам Татьяны Левиной, директор и завуч школы стали видеть в ней помощника в реализации планов воспитательной работы.


Проект Минпросвещения России не ограничится только пилотными регионами. Ирина Еву отмечает важность того, что советники появятся в других субъектах страны, притом не только в школах, но и в средних специальных учебных заведениях. Таким образом в России создаётся новая философия воспитания.

 


Теги:

Школа дети

Вернуться к списку