Киберспорт – хобби или путь в профессию?

Киберспорт – хобби или путь в профессию?

20.08.2021
Киберспорт – хобби или путь в профессию?
© depositphotos.com

В мире стремительно растет популярность турниров по киберспорту. По данным агентства Newzoo, зрительская аудитория таких состязаний уже превосходит 450 миллионов человек, объём рынка оценивается в миллиард долларов с ростом около 15% в год. Вместе с ростом игровой индустрии увеличивается дефицит кадров в этой области. К концу 2022 года в некоторых вузах России предполагается ввести курсы по анализу данных и разработке компьютерных игр. Параллельно с этим создаются программы по обучению школьников и студентов киберспорту.


Как компьютерные игры влияют на умственные способности человека и как правильно знакомить ребёнка с игровой индустрией, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала магистр психологии, психолог спорта, сотрудник Московского центра исследований видеоигр и эксперт кластера «РАЭК/Игровая индустрия и киберспорт» Ольга Морозова.


– В 2016 году киберспорт включили в реестр национальных видов спорта России. Но можно ли приравнивать его к другим видам спорта с точки зрения психологии?


– В научном сообществе ведётся горячая дискуссия об этом. Компьютерный спорт обладает формальными признаками спорта: есть турниры, судьи, учёт результатов, болельщики, фанаты. Но деятельность разворачивается в виртуальной среде, игрок управляет объектами на экране, сохраняя расслабленное сидячее положение. Конечно, это не значит, что киберспорт – интеллектуальный вид спорта, как шахматы. В нём есть физический компонент: игрок руками взаимодействует с устройствами ввода (клавиатурой, мышью, контроллером), от него требуются быстрые и точные движения, высокая скорость реакции, зрительно-моторная координация. Поэтому киберспорт иногда сравнивают со стрелковым видом спорта. Но физическая нагрузка всё же очень мала.


Из-за этого некоторые теоретики считают компьютерный спорт примером спортификации, что означает включение спортивных элементов в неспортивную по сути деятельность ради монетизации. Примером спортификации является Евровидение. Но другие учёные, в том числе я, считают киберспорт полноценным видом спорта. Потому что киберспорт предъявляет очень высокие требования к умственным способностям, навыкам и личности человека. Он выявляет пиковые таланты, демонстрирует пределы человеческих возможностей. А самое главное, и любительское, и профессиональное занятие киберспортом способствует здоровью, но при условии, что игрок соблюдает гигиену игры. Так же, как в футболе, человек может стать более сильным и здоровым, но при этом может получить травму, если будет тренироваться неправильно.


Как киберспорт влияет на познавательную активность и здоровье ребёнка?


– Исследования показывают, что геймеры превосходят неиграющих людей в скорости реакции, точности зрительного, слухового восприятия, объёме распределения внимания, пространственном мышлении, контроле импульсов, объёме кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, когнитивной гибкости, переключаемости. Более того, когда мы приглашаем неиграющих людей в лабораторию и тренируем их, то наблюдаем улучшение умственных способностей. Максимальный развивающий эффект имеют видеоигры с высоким темпом и яркой визуальной стимуляцией – MOBA, стратегии в реальном времени и другие жанры. Киберспортивные соревнования проводятся именно по таким играм. Поэтому мы предполагаем, что киберспорт полезен для человека. Есть даже исследования, демонстрирующие, что люди лучше учатся сразу после игровой сессии. То есть видеоигры способствуют приливу умственных сил.


Кроме того, доказано, что видеоигры дарят позитивные эмоции и являются профилактикой стресса. Уже были успешные попытки использовать их в лечении депрессии. Соревновательные игры также являются площадкой для новых знакомств. Ребёнок постоянно общается с другими игроками, обменивается с ними опытом и знаниями. Также, если игрок работает под присмотром тренера, он учится контролировать свои эмоции, чётко формулировать мысли, планировать, нести ответственность за успех команды и разрешать конфликты с товарищами. От всего этого зависит успех в матчах. Таким образом, хорошая киберспортивная школа не отличается от любой спортивной школы.


Однако киберспорт в России ещё молод, и довольно легко попасть в школу игры, в которой не понимают, чему учить и как, не уделяют должного внимания воспитанию характера. Даже если игрок преуспел, получил контракт с организацией, это не означает, что ему организуют хорошие условия труда и будут следить за его благополучием.


– Что необходимо для достижения высоких результатов в киберспорте?


– В киберспорте, как и в любом спорте, побеждают те, кто выиграл «генетическую лотерею». Это люди, родившиеся с нервной системой определённого типа, имеющие выдающиеся психомоторные и умственные способности. Талантливые игроки быстро достигают высокого рейтинга в избранной соревновательной игре и обычно успешны во всех играх, за которые берутся. Конечно, мозг можно тренировать, и многое зависит от усердия.


Недавно мы с коллегами провели крупное тестирование умственных способностей киберспортсменов, и сравнили их результаты с результатами футболистов и баскетболистов из национальных лиг. Оказалось, что даже полупрофессиональные геймеры ни в чём не уступают профессиональным спортсменам, а по параметру скорости зрительного поиска превосходят их. Этот результат подтверждает, что киберспорт отбирает людей с топовыми задатками.


Конечно, чтобы побеждать столь же одарённых игроков, нужно находиться в хорошем физическом и ментальном состоянии: высыпаться, правильно питаться. Киберспортсмен должен постоянно работать над развитием своих навыков и обновлять свои знания. Видеоигры отличаются от традиционного спорта тем, что быстро меняются: буквально каждые пару месяцев могут обновляться правила, появляться новые карты и персонажи. Отставание приравнивается к проигрышу. При этом развитие навыков в киберспорте – сложная задача, потому что нет отработанных методических рекомендаций. Чтобы расти профессионально, спортсмен должен играть осмысленно, уметь анализировать свои действия, ставить внутриигровые задачи. Бездумно ходить из матча в матч по 15 часов в сутки – неэффективный подход. Нужно придерживаться режима, уметь отдыхать и иметь чёткое понимание, какие навыки отрабатываются.


Самое сложное для киберспортсмена – уметь управлять своим эмоциональным состоянием. Ставки в турнирах очень большие, и игроки находятся в сильном стрессе. А ведь у подростков как раз недостаточно развит когнитивный контроль, саморегуляция. Кроме этого, в командных играх киберспортсмену необходимо уметь озвучивать свои ожидания, цели, эмоции, претензии, чтобы вести конструктивный диалог с товарищами.


К сожалению, киберспортивные карьеры обычно короткие. Скорость реакции и зрительно-моторная координация достигают своего пика в довольно раннем возрасте и идут на спад, поэтому 25-летним игрокам трудно соревноваться с 18-летними. Это можно отследить на примере игры «Старкрафт»: начиная с 24 лет, игроки всё медленнее совершают действия на карте.


– Российское высшее образование в 2022 году планируют дополнить программами по киберспорту и созданию игр. Как вы оцениваете эту инициативу?


– Разработкой таких образовательных программ давно занимаются Федерация киберспорта и другие организации, и они уже есть во многих вузах. Инициатива хорошая, если всё будет сделано правильно.


В случае с киберспортивными программами можно готовить спортсменов для участия в турнирах, а можно учить их организовывать эти турниры, управлять, комментировать матчи, тренировать команды, судействовать. В разработке киберспортивных программ нужно уделять особое внимание девочкам и женщинам. Соревновательные видеоигры десятилетиями создавались для мужской аудитории, поэтому в обществе закрепилось мнение, что это – мужское хобби. Сегодня представления меняются. Необходимо целенаправленно привлекать к образовательным программам женщин, делать особую рекламу и, самое главное, гарантировать безопасность девочек, создавать здоровую атмосферу. В мире существуют организации, например, Girls who code, которые поддерживают женщин в IT, популяризируют программирование среди школьниц, ломают стереотипы и борются с токсичностью по отношению к женскому полу в IT. Нужно следовать их примеру.


– Стоит ли родителям переживать, если компьютерные игры стали серьёзным увлечением ребёнка?


– Взрослые часто осуждают гейминг, но при этом не имеют представления о том, что такое игра, что вообще делает их ребёнок. А ведь видеоигры сегодня чрезвычайно социальны, они требуют мастерства, рассказывают интересные истории, позволяют перемещаться в разные исторические периоды и пробовать разные профессии. Важно, чтобы родитель интересовался своим ребёнком, задавал ему вопросы, особенно в детстве и раннем подростковом возрасте. Почему много играет? Потому что в играх у ребёнка много друзей со всего мира? Потому что он участвует в турнирах и у него есть обязательства перед командой? Потому что он руководит гильдией? Потому что видеоигры будоражат его воображение?


Ещё лучше – хоть изредка родителям и детям проводить совместную игру. Исследования показывают, что близкие люди, играющие вместе, имеют особенно хорошие отношения. Но главное, что при вашем позитивном интересе ребёнок не будет врать и закрываться, и вы сможете увидеть, если увлечение стало болезненным. Если ребёнок много играет или злится, когда вы отбираете у него любимое хобби, это не значит, что у него есть проблема. По современным оценкам, зависимых от игр людей меньше 1%. Даже если поведение ребёнка стало вас тревожить, постарайтесь сначала расспросить его о школе и друзьях. Проблемная игра часто является следствием трудностей в учёбе и общении со сверстниками.


Кроме того, с самого раннего детства нужно прививать здоровые игровые привычки: учить ребёнка сидеть за компьютером прямо, устанавливать монитор на правильном расстоянии, делать разминку запястий перед игрой. Чем позже вы этим займётесь, тем больше ребёнок будет сопротивляться. И наконец, если вы увидите, что ваша дочь или сын искренне любит гейминг, постарайтесь сразу настроить на то, что создание видеоигр может быть профессией. Игровая индустрия престижна, перспективна и высокооплачиваема. Можно стать программистом, геймдизайнером, художником, аниматором, композитором, менеджером игровых сообществ, игровым писателем. А можно, конечно, уйти в индустрию киберспорта.



Вернуться к списку