Эксперименты с внешностью: норма или повод для разговора?
Эксперименты с внешностью: норма или повод для разговора?

Эксперименты с внешностью: норма или повод для разговора?

06.09.2021
Эксперименты с внешностью: норма или повод для разговора?
© depositphotos.com

Татуировки, пирсинг и разноцветные волосы – атрибуты подросткового образа. Это самый доступный способ проявить себя. Особое внимание внешнему виду уделяют девочки. По данным опроса ВЦИОМ, 94% подростков женского пола 14-17 лет хотели бы что-то изменить в своей внешности. Почему юноши и девушки предпринимают смелые эксперименты и как правильно реагировать на стремление ребёнка изменить себя, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала психолог сервиса онлайн-психотерапии, юнгианский аналитик, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Павлова.


– Почему подростки экспериментируют с собственной внешностью?


– Подростковый период полон болезненных переживаний, происходит становление организма и меняется гормональный фон. Внешний вид – одна из главных проблем. Психологический смысл эксперимента – это желание изменить себя, найти свой образ. Подросток таким образом посылает внешнему миру информацию, кем он хочет быть. Он ещё не взрослый, но уже и не ребёнок, ещё нет жизненных навыков, опыта. Но это яркая персона, которая взрослеет, меняется и очень интересна себе. Подросток находится в поисках решения, как заявить о себе миру. Очень часто то, что они слышат от родителей («лучше бы хорошо учился»), не является способом самовыражения, это директива от родителей или значимых взрослых. Соответственно, изменение внешности – это то, что им доступно. Они могут себя переодеть, сделать пирсинг, татуировку. Это один из способов самореализации.


– Зачастую яркое проявление изменений во внешности ребёнка считают «бунтом». Так ли это?


– Очень многое зависит от окружения. Нужно смотреть, в какой среде живёт подросток. Если вокруг много приказов, наставлений, обязанностей, и ребёнок перестаёт с этим справляться, то изменения во внешности могут становиться проявлением бунта. Зачастую детей в этом возрасте пытаются наделить взрослыми ролями.


Также часто попытки привести подростка к норме являются для него триггером. Тогда он начинает всё делать наоборот: назло маме стрижётся налысо, назло учителю приходит в школу с пирсингом. Самое главное в этой ситуации – не идти на конфликт, не давить. Мудрый взрослый отнесётся к поступкам ребёнка как минимум лояльно. Когда, как ни в подростковом возрасте, выражать себя?


– Какая существует взаимосвязь между образом подростка и его характером, поведением?


– Сначала возникает желание измениться. Через создаваемый образ подросток помогает себе приблизиться к тем качествам, которые он хочет иметь. Взрослому это может казаться безответственностью, инфантильностью, а ребёнок, наоборот, с помощью перемен во внешности хочет выглядеть сильным, независимым. У подростка совершенно другая система координат. Родителям не стоит всё принимать на свой счёт. Таким образом ребёнок посылает сигналы не столько взрослым, сколько своим сверстникам. Потому что не всегда хватает смелости заявить о себе через поведение. Поэтому хочется и выделиться, и в тоже время раствориться в толпе. Эти амбивалентные состояния позволяют компенсировать эксперименты с внешностью.


– Нужно ли устанавливать границы в экспериментах или стоит дать свободу?


– Необходимо чётко разделять. Если ребёнок купил какую-то нелепую, по вашему мнению, толстовку или штаны, то пусть он их носит, со временем он сам потеряет интерес к этим вещам. Если речь идёт о татуировке или пирсинге, то можно предложить альтернативу. Например, «я понимаю твоё желание», «я согласен с тем, что ты хочешь как-то выразить себя, но давай попробуем временную татуировку», «она будет выглядеть, как настоящая, но у тебя будет время принять окончательное решение». Что касается пирсинга, важно отвести ребёнка в проверенное медучреждение, чтобы процедура была безопасна. Самое главное, чтобы подросток почувствовал в родителе союзника, а не человека, который всё запрещает. Иначе можно оттолкнуть его от себя. Нынешнее поколение подростков одновременно очень резкое и ранимое. Важно обеспечить безопасность и объяснить, что если хочется что-то сделать, то нужно реализовать это правильно.      


– Как правильно донести до ребёнка необходимость соблюдения определённых правил в выборе одежды, причёски при посещении школы?


– Сейчас учебные учреждения более лояльно относятся к одежде учеников, например, обозначают цвет одежды. Если мы говорим об учебном заведении со строгими требованиями, то можно договориться с ребёнком. Для начала обсудить, как ходят сверстники, какая реакция у учителей. Выяснить, например, почему у ребёнка такое сопротивление. Попробовать подобрать такие вещи, которые устроят и подростка, и руководство школы. Объяснить, что, кроме школы, ребёнок бывает в других местах, где можно ходить в понравившейся ему одежде. Самое главное – проявить понимание: «Знаю, что тебя раздражают эти правила. Но я помогу тебе адаптироваться и придумать вещи, которые позволят реализоваться в другом месте».


Школа для детей является всё-таки местом определённого стресса. Родители – самые близкие люди и, чтобы ими остаться, необходимо понимать эмоции ребёнка. Несмотря ни на что, принимать его таким, какой он есть, любить независимо от того, какие он приносит оценки. Необходимо быть на стороне ребёнка, но при этом оговаривать существующие правила.


– Как школьная форма влияет на психологическое благополучие подростка?


– Это зависит от психотипа самого подростка. Для кого-то крайне важно ходить в определённой одежде, а у другого ребёнка ношение школьной формы не вызывает каких-либо эмоций. Некоторые дети принципиально делают наоборот. Важно понимать, что движет подростком. Почему хочется ходить именно в этой одежде? Почему так важен именно этот цвет? Для некоторых подростков школьная форма является чем-то обыденным и им хочется найти нескучную модную одежду. Девочкам, например, часто предлагают носить в школе платья и юбки, из-за этого начинаются проблемы. Важно встать на сторону ребёнка.

 



Вернуться к списку