Адаптация без стресса. Как подготовить школьника к учебному году?

Адаптация без стресса. Как подготовить школьника к учебному году?

16.08.2021
Адаптация без стресса. Как подготовить школьника к учебному году?
© depositphotos.com

Август – лучший период для подготовки ребёнка к школе. 1 сентября свободное время с близкими и друзьями сменится ранними подъёмами, уроками и обязательными заданиями. Как помочь детям легко адаптироваться к школьным будням, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала учитель начальных классов, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2020» Татьяна Горбунова.


– Как сформировать положительный настрой на учебный год?


– Чтобы у детей был хороший, добрый настрой на учебный год, надо напоминать, что в школе их ждут любимые учителя и товарищи. Образовательное учреждение – это не только уроки, но и ещё внеклассные мероприятия, поездки, праздники. Необходимо настраивать детей на предстоящий учебный год на таком радостном фоне.


Также важный пункт – не паниковать из-за оценок. Некоторые родители ещё до начала обучения начинают наставлять «учиться на отлично». Особенно дети переживают из-за сдачи экзаменов в 9-м и 11-м классах. Важно желать ребятам удачи, но не давить на них. Ни родителям, ни детям не стоит паниковать из-за оценок уже в начале учебного года.


– Как помочь адаптироваться школьнику к новым условиям и обязанностям?


– Изменение привычного распорядка дня и длительное умственное расслабление могут создать для ребёнка серьёзные трудности после каникул. Дети не только забывают пройденный учебный материал, но им снова нужно возвращаться в привычный ритм жизни. Взрослые могут себя заставить, однако и дети младшего возраста, и старшеклассники нуждаются в помощи.


Подготовку к возвращению в школу лучше начать ещё на каникулах, за 1-2 недели до начала обучения. Тогда процесс адаптации пройдёт быстрее и легче. Прежде всего, заблаговременно необходимо переключиться на школьный режим. Дети за лето расслабились: дольше спят, позже ложатся.


В период адаптации к школьному режиму особенно важно, чтобы ребёнок вёл подвижный образ жизни. 5-10 минут несложных физических упражнений будет достаточно для поддержания хорошего самочувствия и настроения. Необходимо дать ребёнку время освоиться в классе и войти в учебный ритм. Вводить дополнительные занятия необходимо постепенно и не перегружать ребёнка в первые недели после отдыха. Важно распределить секции или кружки так, чтобы в совокупности это была не очень большая нагрузка.


– Как подготовить первоклассника к новой жизни?


– Для первоклассников начало учебного года – самое трудное время, ведь школа для них – что-то абсолютно новое. Адаптационный период у них может длиться полгода. Поэтому в первое время желательно забирать детей сразу после школы, а не оставлять в группе продлённого дня. В этом случае полдня ребёнок будет проводить в учебном учреждении, а остальное время находиться с родителями и отдыхать. Если ученика чрезмерно нагружать, могут быть переутомление, нервный стресс, слёзы, даже отторжение школы. Кроме того, родители своим примером должны показывать, что школа – это здорово. Это не просто уроки и зубрёжка, а это знания, интерес и развитие.


Чтобы подготовить первоклассников к новому учебному году, им необходим хороший отдых: активность на свежем воздухе, подвижные игры, здоровое питание и режим дня. Ещё одна важная составляющая – развитая крупная и мелкая моторика организма. В школе первоклассникам предстоит много писать. У ребёнка должны быть хорошо сформированы и подготовлены различные группы мышц, в том числе необходимо развитие кисти руки и хорошей координации пальцев.  


Если родители беспокоятся о том, как ребёнок будет общаться в коллективе, или заранее предвидят трудности в определённых ситуациях, то они могут мягко подготовить с помощью ролевых упражнений. Ведущая деятельность у детей в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому рекомендую поиграть в школу и посмотреть, как ведёт себя ребёнок в различных ситуациях.   


Также уже с детского сада ребёнка необходимо приучать к ответственности. Например, следить за портфелем, школьными принадлежностями. Работа с ребёнком должна быть системной и в школе, и дома. При этом важно показать, что школа – это не трудности, а если они и будут, то ребёнок с лёгкостью с ними справится.


– Можно ли выработать в ребёнке уверенность в собственных силах? Как правильно это сделать?


– Самооценка стоит на двух китах: убеждённость в том, что человека любят, и вера в собственную компетентность, в то, что человек способен справляться с проблемами. Родителям во время общения с ребёнком всегда нужно помнить об этом. Есть две главные стратегии – проявлять свою любовь и давать возможность как можно чаще переживать опыт успеха. Важно с самого раннего возраста привить детям веру в то, что они на многое способны. Если ребёнок будет учиться, приобретать опыт, идти к своей цели, то он всегда будет успешен. Самооценка напрямую зависит от того, как родители и учителя поддерживают ребёнка.


Также важно донести, что школьная оценка – это просто отметка, но самое важное – знания и накопленный опыт. Родители ни в коем случае не должны ругать ребёнка, а способы преодоления сложностей нужно показывать на своём примере. Если школьник слишком «закопался» в своих проблемах, надо его развеять, пошутить, чтобы он понимал: на оценке жизнь не заканчивается, нужно идти дальше. Необходимо понимать и поддерживать ребёнка, и тогда у него не будет страха сказать о своей плохой оценке или о чём-то ещё. Нужно выстраивать доверительные отношения.           

 


Теги:

школа дети

Вернуться к списку